?

Log in

No account? Create an account

Критика нечистого разума

Previous Entry Share Next Entry
Еж и мировое господство
metasilaev
«У каждого своя философия» - фраза двоечника или обывателя. Лениво знать, вот и обзаводятся «своей философией». Почитая за нее факультативные личные предпочтения. На самом деле базовых философий не так уж много. По пальцам можно пересчитать.

Чтобы философия определила твою жизнь, не обязательно ее знать. Тут вроде случая мольеровского героя, который всю жизнь разговаривал прозой, о чем не подозревал. Философия – прежде всего онтология, учение о то, чего есть и том, чего нет. Призма такая: смотришь сквозь нее на мир, и мир обретает системность, целостность, смысл (а еcли смотреть без призмы – вообще ничего, кроме хаоса, не увидишь). Онтология дает нам аксиологию – учение о том, что такое хорошо и что такое плохо. А аксиология, хотим того или нет, пронизывает всю нашу жизнь.

Всю пропасть различия между разными философиями можно пояснить анекдотом. Как бы представители разных школ взялись писать книгу о ежах? Представитель аналитического эмпиризма едет в леса, изучает тысячу ежей и на основе богатейшего материала пишет книгу. Обобщает опыт. Книга называется «Жизнь ежей». Трансцендентальный идеалист затворяется и пытается постигнуть априорную идею ежа. Трактат в трех частях. Что мы можем знать о еже? Что нам делать с ежом? На что мы можем надеяться, имею дело с ежом? Общее название – «Моя жизнь в идее ежа». Диалектический субстанционалист затворяется еще более плотно и начинает думать о боге, изредка отвлекаясь на такую бренность, как человечество и история. Книга называется «Еж – модус Абсолютной Идеи».

Романтический волюнтарист молится, чтобы бог дал ему понимание ежа. Потом он понимает, что бога нет, вызывает беса и спрашивает – «как там еж»? Бес бормочет невнятное. В итоге наш волюнтарист напивается, и быстро все понимает. Понимание находит себя в картине или поэме. Название – «Еж в моем сердце». Постмодернистский нигилист понимает, что ежа, по сути, нет – ведь это такое понятие, а любое понятие сомнительно. Но он листает все, что написали предшественники. После чего пишет эссе «Дискурс ежа – тоталитарный феномен». После чего спокойно нюхает кокаин, изживая остатки тоталитарного дискурса.

Можно ли привести все это к одному знаменателю? Конечно же, нет. Можно ли найти тут золотую середину? Совершенно нельзя. Каждая онтология со всеми своими идеологиями, методологиями и технологиями претендует на исключительность. И готова биться насмерть. За что, спрашивается? За то же самое, за что и вчера. За мировое господство.

За него бьются люди, а философии – посредством людей. Есть ли разница, Иванов над тобой, Петров или Сидоров? Нет разницы. Есть разница, что он будет с тобой и прочим окружающим делать. А то, что он будет делать, диктуется содержанием его головы. А содержание, более или менее успешно, наполняется философией.

А какая философия – истинная? Внутри каждой истинна только она сама, глянуть на них извне как-то не получается. Но вот какое дело: игроки принимают жесткое правило – кто прав, тот и победит. В конечном итоге. Осталось подождать, посмотреть. Поучаствовать. Любой, кто пытается делать что-то значимое по жизни, так или иначе играет на одной из сторон.
Tags:


  • 1
что-то не узнал себя в ежах...

и я бы не узнал себя ))
человек ширше, чем какие-то там ежи ))
но принцип такой - образ мыслей,
определяющий образ действий,
а образы действий уже складываются в институты


Здравствуйте!

"Представитель аналитического эмпиризма" - ух ты, как энто красиво зовется!
А я -то думала, что это простейшая житейская мудрость. не более того (улыбка). Потому что всё остальное для
меня слишком сложно.

С уважением, Наташа.

как-то так
с Альбиона повелось
и действительно напоминает теорию, теоретически обосновывающие, чем плохо
лишний раз теоретизировать

Смешно. Моя философия называется "как стать ежом". Причём пытаться понимать, кто такой ёж - пустая трата времени. :)

а как станете, расскажите? изнутри ежа, так сказать? :))

Хе-хе, лихо как всё закручено. Достойный текст, спасибо. И респект, само собой.

Похоже, из всех вышеперечисленных персонажей, я, более всего, отражение своё вижу в "романтическом волюнтаристе". Вот только никогда не определяла себя такими категориями. Не уверена даже, что понятие сие - "романтический волюнтаризьм" было мне, доселе, известно.

Век живи, век учись ... на ежах.

МНЕ СОВЕТОВ НЕ ЖАЛКО

А общей системы понятий нет? А единой логической структуры не имеется? Тут описано перепирательство софистов-схоластов, а не поиск истины любителями мудрости. Надо, Саша, выдавливать из себя релятивиста. Или лучше выделять с потом. Например, в бане. Не то получится, как у Маркса. Тот, известно, всю жизнь страдал фурункулезом, и вот однажды, находясь на приеме у врача, с горечью воскликнул: "Ну, объясните же мне, доктор, почему у меня появляются эти отвратительные прыщи!" Медик ответствовал: "Можно предложить много различных объяснений, но мое дело заключается в том, чтобы вылечить вас..." Софистом оказался этот костоправ, надо было посоветовать философу почаще мыться.

Re: МНЕ СОВЕТОВ НЕ ЖАЛКО

Общей системы понятий нет.
Единой структуры не имеется.
Выделять что-либо с потом - замечательно.
Советы же имеют смысл, когда о них просят,
а так - не очень. ))

Re: МНЕ СОВЕТОВ НЕ ЖАЛКО

Прислушиваться к советам или нет - вот выбор. А общая система понятий есть, есть и логика, и "дважды два = четыре". Даже пространственно-временной континуум имеется в натуре, если что.

Re: МНЕ СОВЕТОВ НЕ ЖАЛКО

Эх, Паша... Ты еще администрации президента РФ чего посоветуй. Пусть у нее тоже выбор будет. ))

Re: МНЕ СОВЕТОВ НЕ ЖАЛКО

Это совет?

Re: МНЕ СОВЕТОВ НЕ ЖАЛКО

Это сарказм.

Re: МНЕ СОВЕТОВ НЕ ЖАЛКО

Саша, но если серьезно, - ведь проповедовать кокетливый релятивизм и этакий плюрализм - не лучшее занятие. Если это Твой выбор стиля - тогда понятно. Но лучше сейчас от этой многоежиковой шкурки избавиться, а то со временем прирастет. Я серьезно, очень. Ты перечитай свой текст... Это от усталости, что ли?

Re: МНЕ СОВЕТОВ НЕ ЖАЛКО

Это шутливый текст 2006 года. Ежели тебе надо звериной серьезности, глянь мои записи 2009 - 2010 гг.

Re: МНЕ СОВЕТОВ НЕ ЖАЛКО

Но он же сейчас дан. А как отличать эти серьезные записи 2009-2010 гг. от старых?

мне вот тоже советов не жалко

попробуйте отличать по тэгу.
вот цифра 2006 в нём какбэ на что-то нам намекает...

Re: мне вот тоже советов не жалко

Ага. Не обратил внимания. Но в целом, это ведь отмазка, мол, "шутка-2006". И не все знают, что ВК - газета "Вечерний Красноярск".

Re: мне вот тоже советов не жалко

(Anonymous)
Вы так заботитесь обо всех сразу... Очень трогательно!
Откуда в вас столько альтруизма?

Re: мне вот тоже советов не жалко

выше комментарий - мой.

Re: мне вот тоже советов не жалко

А с чего трогательный наезд? Вам скучно? Хотите поговорить об этом?

Почему же наезд? Мне искренне интересно, что заставляет вас так тревожиться сразу обо всех - о читателях блога, которые могут не так понять, и об авторе блога, который чего-то там не так с вашей точки зрения пишет и делает. Вы так охотно и обильно даёте советы и заботитесь... Меня вот это поражает!
Извините, если обидела чем.

А почему Вы так решили? Какие именно слова показались Вам подозрительными? Какое представление у Вас у моей точке зрения? Почему Вы утверждаете, что я даю советы "обильно"? Между прочим, автор блога мне в сыновья годится, мог бы и прислушаться к совету спокойно без жежешных кривляний. Вы не находите? Хотя, все давно уже сказано у классика: "Друг, Аркадий, не говори красиво." Всего вам доброго - прощайте.

  • 1