Александр Силаев (metasilaev) wrote,
Александр Силаев
metasilaev

Category:

Дизайнеры и камнетесы

Что ценнее – античная ваза или простой топор? Бутылка виски или ведро воды? Подлинник Пикассо или ослиная шкура? Казалось бы, ваза, виски и Пикассо. Но это «вообще». В тайге важнее топор. В пустыне ведро воды. Дикарю важнее ослиная шкура. А если все население земли – относительные дикари, и кругом – относительно негодные для жизни места?

Слишком часто мы путаем категории «ценного вообще» и «ценного здесь и сейчас». Соблазн для умного, хорошего, не бесталанного человека – быть «античной вазой». А кругом тайга. Медведи. Бурелом. И жуткая потребность в топорах. А я античная ваза. И бьют меня, античную вазу, о ближайшую елку. За то, что я не топор.
На эту тему – одна старинная притча. Придумал ее вчера, но придумал как притчу, и быть ей таковой… Значит, идет стройка. Дом строят. Фундамент возвели. Первый этаж, второй, третий. Бегают по делу камненосы и камнетесы. И приходит туда дизайнер. Специалист по интерьеру жилых помещений. Я, говорит, дизайнер. Пять лет учился, три года стажировался. Давайте, говорит, ваши комнаты обустраивать. У меня и план есть, и смета: вот такие обои, и сюда лепнина, и сюда шкаф.
Ага, ему говорят, и дают в руки ведро цементу. Быстро побежал вон туда! Вы не поняли, я же дизайнер. А нет в бизнес-плане ничего про дизайнеров. Про цемент вот есть. Что не бежишь? Дизайнером хочешь? Мы, брат, вообще не знаем таких словей. Но если хочешь, приходи через год. Через два. В другой жизни. А пока шуруй. Либо с ведром цемента, либо отсюда.

Что прикажете делать – учиться на камнетеса? Настаивать, что ты нужен – пока не побьют? Сначала – понять. Дизайнер по шкале идеальных типов действительно выше, чем камнетес. Но сейчас нужны камнетесы, их бригадиры, на самом верху – архитектор и менеджер по строительству. Время дизайнеров еще не пришло, но если история есть, оно будет. Какой бы черепахой не было время, оно доползет до всеобщего царства дизайнеров. И до царства философов доползет, но сначала будут дизайнеры. А пока – рабочие с бригадирами строят этаж.

Какой бы ни был на дворе век, мы всегда живем в средневековье. На дворе не время художников, но время менеджеров. На худой конец – криэйторов. «Творцы на хрен нужны, криэйтором, Вава, криэйтором». Но когда-то и менеджер был не очень званым гостем из будущего. Сейчас финансовый менеджер – царь и бог. А в двенадцатом веке – приказчик на дворе феодала, ключник, холоп первого сорта. Потом уже будут буржуазные революции, и приказчики возьмут свое. И будут решать – брать им «рыцарство» в охрану или не брать. Придет время – и финансиста-приказчика тоже обустроят по этой схеме. Какой-нибудь, с позволения сказать, креативный тьютор (приказчику даже не обязательно знать, кто это такой).

По Гегелю это называется – снятие. Все действительное, писал он, разумно: вазу просят быть топором, и это нормально. Однако все разумное действительно: вазы, если их будет много, навяжут топорам свою логику. Правда, многие вазы не доживут до своей революции.

Нет особой удачи в том, чтобы опередить свое время на столетия. Опереди его на десять лет – будешь пионером новой эпохи. Вроде как большевики 1913 года, или цеховики 1985го. Опереди его на тысячу лет, и в лучшем случае тебя не казнят. История жестока, но… кто-нибудь пробовал заняться сначала обоями, а затем кирпичами?
Больно признать, но ваза, которая навязывает себя в тайге, производит странное впечатление.
Tags: ВК-2006
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments