?

Log in

No account? Create an account

Критика нечистого разума

Previous Entry Share Next Entry
Национальная мифология: трах, бухло и бабло
metasilaev
Слышал, что секс – последняя религия ни во что уже не верящего человечества. Что водка в числе русских национальных идей, внушено уже всем русским. О том, что национальная идея сейчас – деньги, нам кричит в РФ каждый угол. Предметы культа озвучены, но люди не такие уж ретивые верующие, как хотят показаться.

Вот мы назвали какие-то вещи, не очень, кстати, христианские. Но в социуме РФ это действительно – как бы это назвать? – своего рода формально-официальные культы. В том , что ты касательно их неверующий, нынешнему россиянину признаваться как-то неловко. Ну вроде как все вокруг веруют в исконного Зевса, а ты, поганый отщепенец, во что-то свое. Неприлично, честные люди тебя не поймут, давай, Вася, исправляйся. Признаться в равнодушии к деньгам, к своей или чужой сексапильности – плюнуть в лицо общественному мнению. Ну вроде как заиграл гимн, а ты не встал. Или зашел в церковь и не крестишься.
Но в чем закавыка? Как оно и водится с любой общей идеологией, люди выглядят проникнутыми ей куда более, нежели на самом деле. Ну вроде как в СССР надо было изображать верование в коммунизм, а в Империи все были якобы православные, и т.д.
Нынешние люди изображают ретивое почитание Деньги, благоговейное почтение к Буху и самые преданные чувству Траху, но в реальности… В реальности большая часть населения РФ, конечно же, никогда не бухала по настоящему, и даже не знает, как это. Совокупляется большинство – лениво и неохотно. Деньги же любят столь вялой и показушной любовью, что деньгам стыдно отвечать им взаимностью, отягощая карман такого поклонника.
Если у вас как-то наоборот - вы, пожалуй, в меньшинстве, можно себя поздравить. Хотя бы за честность.


Как бы пьянство

Начнем с самого безобидного. Причащение культу Алкоголя начинается, как водится, в школьном возрасте. При этом пить школьник, как правило, не умеет, и делает это редко (сравнительно с реальным бухариком, чей светлый образ осеняет эксперименты).
Зато какой пиар! Идут ребята с нежными лицами лет пятнадцати, один шутит: «если выпивка мешает учебе, брось такую учебу!». Ага, сейчас. Вам, ребята, еще лет пять-семь пить по ускоренному, чтобы вы начали бросать что-то в жизни ради алкоголя (мы не обсуждаем, круто это или наоборот, мы фиксируем факт – чтобы спиться, нужны время и практика).
Как пелось в старой рок-песенке – «они визжат, бутылку пива раздавив на троих». Сколько бы не было пива – визга всегда будет больше, и понта: «мы вчера с пацанами бухали». При этом количество выпитого умножается на два, а количество идиотских подвигов на десять. «А Колян такой, вообще в хлам», «ваще реально ужрались», и самый понт на вопрос учителя, где вчера был, горделиво ответить – «в запое». При том что запой строго определенный термин, связанный, прежде всего, с типом обмена веществ, и у подростка такого просто не может быть.
Нет, процентов десять – реально спивается годам к 20-25. Пацан сказал – пацан сделал. Все честно. Но позиционирует себя как матерых пьяниц… не сильно ошибусь, если скажу, что как минимум половина. Водка пацану – что верующему иконка. Не можешь помолиться – хоть поклонись.
С возрастом разрыв между словом и делом – увеличивается. «Вчера вино пили, о как!». Спрашиваешь, выясняется – две бутылки на шесть человек. Пили они, ага. Реально пьющему это даже не размяться, ему такой процесс – оскорбление идеи. Но реально крепких на выпивку, пьющих и часто, и много – не более 10-20 процентов. Это либо очень здоровые люди, богатыри, либо совсем больные – не завязавшие алкоголики. Последних в России более, чем каждый десятый в поколении, но… эти ребята, как правило, либо в могиле, либо в завязке.
Однажды я был на семинаре в пансионате администрации президента. Пили, как водится, каждый вечер. Пили так: ставили на стол 3-литровую бутыль водки, наливали каждому в рюмку. К концу посиделки некоторые выпивали рюмку, некоторые – нет. Бутыль уносили, и завтра была она же. На хрен она вообще была?
О, тут мы переходим к главному. «Бухать ты можешь не бухать, но уважать бухло обязан». Некогда я пил много, и мне проще не пить вообще, чем ваш «бокал шампанского». Казалось бы, не хочешь – не пей. Но сколько раз на меня смотрели как на еретика, оскорбившего символ веры! «А почему ты не будешь?», «а ты чем-то болен, да?», «ну хоть пригуби!». Истинно верующие достали.


Как бы разврат

Современный человек должен выглядеть сексуально озабоченным. Понимающе хмыкать, цокать, давать понять «как мне оно надо». Давать понять, что готов к совокуплениям каждый день, и три раза в день, и с теми, и с этими, и еще раз, пожалуйста. Это хороший тон, и, в некоем смысле, отправление культа.
С некоторыми, однако, противоречиями. Признаться, что тебя возбуждает порнография – как-то неловко, но более неловко – признаться, что она тебя не возбуждает. Как так? Больной, что ли? Признаться, что тебе чего-то важнее секса по этой жизни – будь то телеящик, рыбалка, церковь, кабак – как-то именно непристойно.
Между тем крайне малое количество население имеет секс каждый день и помногу, а далеко не каждый – каждую неделю, а самое страшное – далеко не каждому оно вообще надо. Но признания такого рода в начале 21 века – из ряда неприличных. В 19 веке было бы невежливо заявить «хочу трахаться каждый день», в 21 веке невежливо сказать, что тебе не особо надо. Сексуальная свобода, якобы снизошедшая на народы, оборачивается вовсе не принципом «каждому по его желаниям». Речь идет скорее о принуждении к желанию, причем желанию, как правило, одного и того же… Шаг в сторону – сексуальное извращение. В идеале все социально адаптированные человеки должны хотеть одну и ту же модель с обложки журнала. Такая вот идеология, значит.
Некогда был опрос, людям предлагали на выбор: ночь с любимой кинозвездой или прогулку с ней по центральной улице, чтобы все знакомые видели, что якобы у вас «ночь». Большинство, выдержанное идеологически, выбрало погулять. Чтобы все как у людей.
И вот еще одна социология: в Европе за последние 50 лет секса стало меньше. Именно частоты контактов. Немцы, французы, англичане – сами признавались социологам, называя заветную цифру. Переиначивая поговорку: вот тебе, бабушка, и сексуальная революция.


Как бы нажива

Теперь касательно поклонению золотому тельцу. В России эта идеология много жестче, чем на Западе, кто бы спорил. Там круто забить на денежную работу и отдаться интересной. «Ты нашел в себе силы пойти на это!». В России – наоборот. Круто стиснуть зубы и мучиться. Не дай бог показать, что деньги тебе неважны. Лохан-хипан, что ли?
Но мы действительно любим золотого тельца? Или облизываем его лишь затем, чтобы о нас плохо не подумали окружающие? Средний россиянин, алкая бабла, выбирает себе экстенсивный путь, а не интенсивный. То есть не меняет род занятий, а гонит трудо-часы. Пять часов в день – пятьсот тугриков, десять часов – тысяча. Или ищет такое место, где трудо-час той же лабуды стоит дороже на 30%. Загрузив себе работенкой по маковку, найдя себе теплое место с 30% прибавки, он думает, что именно так делаются карьеры и деньги.
Все это, с точки зрения золотого тельца, и есть чистое лоховство. Капитал делается не экстенсивно, а интенсивно. Строятся схемы, берутся под контроль активы, сбрасываются пассивы, деньги делают деньги, а ты – строишь новые схемы, и т.д.
Наш прагматичный россиянин боится, что его заподозрят в «безделии», и занят какими-то бесконечными делами 25 часов в день. Но он хочет скорее не денег как таковых, а работать с 9 до 6, а лучше побольше. Желание денег как раз начнется с того, что вот это «с 9 до 6» ему категорически надоест. Многим в работе нравятся «интерес», «гарантии», «хорошие люди», «чай попить», и прочее человеческое. «Я работаю только за деньги, приличные деньги», - долдонит современный русский. За что бы он не работал на самом деле, любой повод, кроме денег, кажется ему неприличным...
Tags:


  • 1
получается, типовой россиянин уже вообще ни во что не верит особо, ну вот кроме обязательных наносных культов?

Гм ... текст, ИМХО, довольно интересный, из тех, над которыми задумываешься. Неспешно, то и дело останавливаясь, и даже возвращаясь обратно - пересмотреть, перечитать, уточнить ...

Поэтому, сразу же по прочтении, вот так - сходу, выплёскивается лишь небольшая, мгновенная и более поверхностная часть комментов, по самым очевидным разногласиям или, наоборот, совпадениям во мнениях.

Остальное переваривается, обдумывается.

Насчёт алкоголя:

Описанное вами характерно, как правило, для подросткового коллектива. Вот эту, тинэйджеровскую, среду вы изобразили точно - там и преувеличение кол-ва выпитого, и культ пьяных подвигов - был, по кр. мере, лет 10-20, да, впрочем, и 30, тому назад.
Видимо, есть и сейчас.

Но вот ваше утверждение:

"С возрастом разрыв между словом и делом – увеличивается"
ИМХО, абсолютно неверно.

Всё совсем наоборот - уменьшается разрыв.
Бравада и крутизна "плохих мальчиков / девочек", демонстративное нарушение правил и запретов и все прочие атрибуты и способы самоутверждения теряют свою актуальность, в них нуждаются, взрослея, всё меньше, выглядит всё это всё менее "круто".

Так что - описанная схема взрослых реалий не касается.

А, вообще, судить об истинности культа алкоголя можно, просмотрев данные статистики - перечень употребляемых напитков, их популярность и крепость, кол-во выпитого на "душу населения" за год, в сравнении с др. странами, кол-во алкоголиков - в процентном отн., и просто число их, те же данные по смертности от алкоголя и т.д.

И, тогда уже будет намного яснее картина - надуманная эта проблема или реальная, есть пьянство, или же только культ его. И есть ли вообще культ ...

Насчёт поклонения Золотому Тельцу - у меня, например, сложилось впечатление, что сейчас, наоборот, модно не поклоны ему бить, а хаять его всячески.

Проклинать общество потребления и проповедовать, что "не в деньгах счастье".

А в "богатом внутреннем мире", вестимо.

Но, наблюдая за происходящим издалека и извне, могу и ошибаться, что поделаешь ...

А вот про культ секса, пожалуй, возражений нет ;)

Касательно алкоголя: русская психофизиология такова, что большая часть взрослых людей пьет исключительно номинально (а 10-20% делает всю статистику). Если можно так сказать, децильный коэффициент по бухлу у нас еще выше, чем по баблу. :)) Но говорят, говорят... Собственно, все три предмета - большие предметы русских народных сказок.

большая часть взрослых людей пьет исключительно номинально (а 10-20% делает всю статистику

То есть, процент алкоголиков на сегодняшний день в России - 10-20% ?

Меньше, думаю. Если употреблять слово точно. Есть еще и богатыри :))
Вообще такие вещи можно мерить точнее, чем на глазок, но это сейчас не ко мне.

Бесспорно, такие вещи можно, нужно и дОлжно мерить точнее. И - это действительно не к вам, а к тем, кто этим давно уже занимается.

Вот, например, эта статья
подробно освещает все упомянутые здесь нюансы - ситуация с алкоголизмом в разных странах, в разные времена, данные по России, вчерашней, позавчерашней и сегодняшней (почти) - процентная доля алкоголиков в её населении, количественная, какие напитки пили, пьют сейчас, кто, как и сколько.

Причины алкоголизма, вернее, употребления алкоголя, характерные для разных возрастов, мотивы, влияния окр. среды и т.п.

Процент от всего населения - действительно весьма небольшой.

Но ведь оценивается он не сам по себе, а в сравнении с другими странами, и с собственными показателями в другие времена - и вот тут-то Россия надолго окопалась на позиции "впереди планеты всей", и себя саму тоже постоянно догоняет и перегоняет ...

Спасибо. На даже на глазок видны, мягко скажем, неточности той статьи. Ну там, где стадии и степени, например :)). Причем не обязательно быть ученым, достаточно просто некоторой наркотической практики плюс рефлексия. :))

Вполне возможно - такого рода неточности, именно в вопросах "стадии и степени" - точного описания симптомов, продолжительности и прочих подобных деталей очень часто встречаются в публ., казалось бы, компетентных источников. Я это давно заметила.
Но я приводила ссылку, в основном, в связи с упомянутыми здесь ранее вопросами - статистикой, прежде всего.
А насчёт неточностей - спорить не буду, у меня опыта алкоголизма нет, я - по другому профилю.
;)

>Проклинать общество потребления и проповедовать, что "не в деньгах счастье".

Вы путаете публицистику интеллигентов с фигой за спиной с реальным мнением народным.

Вы путаете публицистику интеллигентов с фигой за спиной с реальным мнением народным

Вполне возможно - достоверность моих сведений в подобных вопросах ограничена моим "нероссиянством", о чём я сама же часто говорю.

Мне тоже показалось несколько странным, что именно "народ", под аккомпанемент ударов мозолистой пятки о богатырскую грудь, станет хором голосить "Не в деньгах счастье!!"

Я считаю, что голосит - одна из его многочисленных прослоек, но вот какая ...

А насчёт "интеллигентов с фигой за спиной", (традиционным местом хранения интеллигентских фиг издревле, ещё со времён Леонида Бровеносца, считается карман) - тут всё посложнее закручено:

Вне зависимости от наличия в их арсенале фиги и её местонахождения, само понятие "интеллигент" - довольно расплывчатое и неоднозначное, очень много его толкований существует.

"Интеллигенцию", чаще всего, ассоциируют с либералами, а ведь они-то, как раз, считают, что, счастье-то, конечно, не в деньгах - а в их количестве !
;))

А обществу потребления, Золотому Тельцу и пр. проявлениям ненавистного капитализма, достаётся, в основном, от советофилов.

(Слово "совок", ИМХО, имеет отчётливый чрезмерно презрительный оттенок, потому я с этим словечком осторожничаю ).

Но назвать их интеллигентами, кажется, ещё никто пока не отважился.

Я вот ещё помню про неформального русского бога.

Писал об этих вещах по отдельности, считая тему неприподъёмной, но вы хорошо сумели все эти бытовые культы объединить.

думаю ровно те же мифы тиражируются практически во всём мире, но прослойка интеллектуалов, мыслящих рациональными категориями у нас катастрофически тонка..

У меня есть такой эээ инсайт, относительно нашего общества.
После падения СССР оно напоминает детсад или школу, из которой внезапно ушли все взрослые. Понимание, ощущение их требований, правильной организации и пр. осталось. Но самого строгого воспитателя нет. И народ, сначала потихоньку, а потом со всевозрастающим размахом, предаётся осуждаемому взрослыми. В первых рядах разумеется были хулиганы и двоечники. А на попытки "домашних детей" сказать, что это нехорошо, им отвечают - воспитатель ушёл. Он не вернётся. Уверенности в этом у них, правда нет. И уже и послушные дети втягиваются, "учатся плохому" - они же не хотят быть лузерами в детском коллективе. При этом школьная установка, будто все правила это взрослая фигня, и подчинятся им можно только из под палки свойственна почти всем обитателям нашего осиротевшего детсада "Россия"

Именно так. Праздник непослушания.

Господин Силаев, я Вас умоляю... если уж занимаетесь "платонизмом", так по крайней мере делайте это на совесть. А то...

Причем здесь СССР? Ну, т.е. да, здесь это видно отчетливей всего. В "благополучых" странах происходит что-то иное? Да тож самое, с поправкой на отсутсвие потрясений, подобных нашим.

я в возрасте где-то 20-25

реально много пил.
то есть по-настоящему.
если "пива попить" то литров по три-четыре в рыло.
если чего покрепче, так вообще.
с утра бывало допивали что не выпили с вечера.
никаких, конечно, запоев, организм-то молодой-здоровый (я и сейчас не старый-больной, хе-хе, мне 30).
но блин, как оно тяжко, неприятно и муторно с тяжкой башкой и мутью в желудке ехать на работу с бутылкой минералки.
ничего со мной не случилось, не было никаких "звоночков", вообще ничего такого.
просто как-то НАДОЕЛО (плюс наладилась личная жисть, и времяпрепровождение "в суровой мужской правде" сократилось).
сейчас я пью просто в разы меньше.
никаких завязок и "ни стакана больше".
просто выпиваю свой литр пива, и не иду за следующими двумя-тремя.
неохота.
недавно ночевал у меня товарищ по тем обморочным пьянкам, когда в сортире блевали...
выпили мы с ним по три бутылочки (по 0,5 литра) на рыло, посмотрели Испания-Германия.
с утра бужу я его, и говорю, так между делом, "а помнишь беспощадные к себе пьянки прежнего времени?"
"помню" отвечает.
причем без ностальгических ноток.

мораль.
все-таки "бытовое пьянство" и "алкоголизм" разные вещи.


(Deleted comment)
Интересно, как у того парня это выглядело технически :)). У мальчиков оргазм слишком... э-э.. дискретная штука, чтобы ее симулировать.

(Deleted comment)
Боюсь, что для большинства понты важнее наслаждения, не заверенного чем-то вербальным и общественно значимым :))

  • 1