?

Log in

No account? Create an account

Критика нечистого разума

Previous Entry Share Next Entry
Критерий лит-ры
metasilaev
Личный критерий раздела высокой и низкой литературы – «можно ли по мотивам этого текста написать ученое эссе?». Поскольку в постмодерне эссе можно написать и про кучу навоза, уточним: написать так, чтобы произведение было не только «знаком чего-то там», но и собеседником с правом голоса, чтобы общение с ним шло, как минимум, на равных. Быстро видно, что по мотивам Пруста – легко. Ну и по мотивам Пелевина, в общем, тоже. И видно, где нельзя. Вообще, «высокий литератор» имеет перед собой в работе по сути академическую предметность. Он про то же самое, что и философы, богословы, психологи, историки. Средства другие. Проигрывающие в точности, выигрывающие в наглядности. Всегда же наглядно, когда на картинке поясняют. В некоем роде высокая литература – расширенная метафора академического дискурса. Людей можно сажать за один стол, круглый ли, квадратный. Это коллеги. Ну и низкая – это рассказывание историй. Высокая тоже рассказывает истории, но там истории это средство, носитель содержания, а не оно само.
Да, уточним: умная литература не подразумевает, что герои заняты тем, что излагают друг другу умные мысли. Иначе – зачем проза-то? Если главное сугубо эти самые мысли, то надо писать не роман, а статью, или пост в ЖЖ.
Вот говорят, критерий поэзии, отличающий ее от рифмованных строк: это невозможно пересказать в прозе без потери смысла. Аналогично с критерием прозы: это невозможно расщепить на серию не художественных высказываний без потерь.


  • 1
критерий одной фразы еще есть. "Король Лир" - доверяй но проверяй, "Отелло" - живи своим умом и т.п.

забавно, но вот Донцову одной фразой не перескажешь, невозможно.

ps. а гениальность - это когда ты в точке пересечения высокой и низкой (ну, как Шекспир, например)


Скорее высокая, имеющая тиражи популярной низкой. Или имеющая потенцию таких тиражей. В нынешней России - Пелевин.

  • 1