?

Log in

No account? Create an account

Критика нечистого разума

Previous Entry Share Next Entry
Памяти субъекта посвящается
metasilaev
В графоманских разговорах о «спасении России», национальных идеях, национальных проектах и прочем таком почему-то считается, что проект предшествует субъекту, или что субъект конституируется в проекте. По-моему, все наоборот. Сначала ткните пальцем, КТО именно (и ЗАЧЕМ оно ему это надо), а потом уже о том, ЧТО. Здесь заканчивается фантастика, и здесь грустнее всего. Как говорится, чепец идет – чепцу дорогу.


  • 1

Re: Рассуждая о проектах

Там важно еще, чтобы количество сообщенного реального опыта все-таки перекрывало количество неизменно сообщенного при том понта. Человек, который опытнее на 1 балл, но повысил самооценку на 10, в реалке стал не сильнее, а слабее. Т.е. в каком-то смысле всегда есть риск развращения молодежи. "Ах, мы все такие личности" и пошел самоуверенный гон.

Re: Рассуждая о проектах

Раз пошла такая про-образовательная пьянка. Помимо сообщения понтов можно проводить образования. Но вот что меня всегда пугает или беспокоит, не знаю как сказать. Я учу детей работать с медиасферой, относится к ней осмыслено. И очень боюсь, что строю в головах детей химеру, учу их плодам своей фантазии, отдаляю их от реальной жизни (только не спрашивай что такое реальная жизнь - не отвечу). есть ли в педагогике критерии истинности, как избежать химер образования?

Re: Рассуждая о проектах

Истинно то, что усиливает обучаемого индивида, что ослабляет - не истинно. Казалось бы. Проблема, однако, в том, что одно и то же - усиливает в одном контексте, одном мире, и ослабляет в другом. Примеров тому море, не буду заморачиваться их приводить. Ну тогда можно так: учить тому, что усилит в мире, выступающий для этого как его ближайшее идеальное состояние. Скорректировать потом себя люди смогут и сами, вообще в субпозицию перейти легче, чем в метапозицию.

Например, любой литератор может, при случае, побыть журналистом, но не любой журналист - литератором. Любой журналист может, если надо, побыть копирайтером, но не любой копирайтер - журналистом.

Иметь смысл давать детям, наверное, две картинки:
1). вещи и институции, условно выражаясь, "как их задумал Бог", чистые эйдосы, той же, мать ее, журналистики,
2). и как это осущестивили люди: кошку при этом называть кошкой, блядство - блядством, и т.д.

Для человеческого существования в мире все равно надо держать обе модальности: должного и действительного. Провал в первом в пределе дает подонка, во втором - лоха. Не умение их сочетать - идиота.

  • 1