?

Log in

No account? Create an account

Критика нечистого разума

Previous Entry Share Next Entry
Философия как замена
metasilaev
Вряд ли согласен, но могу вообразить такое мировоззрение, не самое глупое: «Жизнь слишком серьезная штука, чтобы придавать значение хоть чему-то, кроме секса, насилия и наркотиков, а если нет духа пойти до конца по этим путям – тогда хотя бы в одиночестве думай о смерти, что, собственно говоря, и есть твоя реальная философия».


  • 1
Смотрел я как-то док.фильм по ящику «солнечный мальчик». Про парня лет 14. Он живёт в доме для инвалидов, сирота.

У него болезнь: не растёт лет с 6, у него кости ног не развиты, передвигается на коляске. Вот он сидит, лицо, глаза взрослые, речь разумная, а тело маленького ребёнка.

Вот это разве не тюрьма? У него нет возможности идти (в прямом смысле) по пути «секса, насилия, наркотиков». Но и про смерть он не думает.

Автор фильма разговаривает с ним открыто, честно, без сюсюканья о его жизни. Он говорит: если бы у меня был выбор: либо появиться на свет таким, какой я теперь или не появляться на свет вовсе, то я бы решил родиться, потому что я рад, что у меня есть возможность видеть небо, солнце.

Он очень жизнерадостный, жизнелюбивый, активный.
Я понимаю, что это правильней, чем думать о смерти. Но если бы я был в такой ситуации, то не смог бы так жить.

Штука в том, что, как говорится в самом фильме, жители подобных приютов как правило загинаются, когда их переводят по возрасту во взрослые инвалидные дома. И не по здоровью, а из-за депрессухи. Т.е. условием жизни в этом мире является героизм подобного «солнечного мальчика».

Извините, что длинно и не очень в тему, точнее не могу сказать.

Отчуждение, понятое как философический термин, означает сродство любого существа с этим мальчиком. То, что предельно важно для нас, зависит не от нас. Оказывается. Ну а дальше вопрос, что с этим делать. Ответы разные.

О как. Я себе представлял «отчуждение» ровно наоборот. Кстати есть одноимённый турецкий фильм-лауреат каннского кинофеста режиссёра джейлана. Там слово понимается как одиночество, оторванность.
А выходит, что отчуждённость – это всемирно отзывчивая душа. Отчуждение от своего гнилого нутра. Здорово.
Мне очень понравилась ваша трактовка отчуждения.

Нет, нет. Я имел ввиду - общность положения с тем мальчиком. Если же точно, то отчуждение - не-само-причинное существование со всеми вытекающими. Противоположность свободе, понимаемой традиционно как способность быть творящей причиной самого себя (и только потом ее редуцируровали к какой-то там "независимости"). И это не касается одиночества или его отсутствия.

по-моему, общность положения с мальчиком и есть отчуждение от своего гнилого нутра, отзывчивость.

ведь иначе: какое мне дело до этого мальчика? плевать на него. но он есть и я уже, в идеале, живу по-другому, не могу не учитывать его жизнь.

Одиночество, для меня, - жить, зная про этого мальчика, и жить так, будто ты этого не знаешь.

И свобода, о которой вы пишите, по моему опыту, - туфта и лажа.

Будьте корректнее. "Теорема Пифагора, по моему опыту, есть туфта и лажа". Вы сказали практически то же самое. Определения, вводимые априорно и произвольно, не нуждаются в проверке чьим-либо опытом. "Вот это животное - называется словом медведь, и все". При чем тут опыт? Не нравятся медведи? Ну называйте словом "медведь", к примеру, енота, воля ваша, а медведя зовите "зюкой-базюкой", но это выпадение из разговора и вообще языка.

Извините, зарвался. Со мной бывает. Спасибо, что поправили.

Поправлюсь и уточню. медведь это медведь, а по-аглицки bear.

Вот с моей точки зрения медведь это медведь, а bear – белиберда, туфта и лажа. Тут личный опыт важен.

Я живу в таком мире, где эта фраза про свободу не работает (на моём опыте). Скорее всего, в соседней квартире эта фраза работает, а у меня нет.

Причина, конечно, в том, что я идиот, без сомнений. По моему опыту, границу своего идиотства определить важнее, чем границу своего неидиотства.

Т.е. я хотел сказать не то, что теорема Пифагора по-моему опыту лажа, а то что в моём мире теорема Пифагора не нужна и поэтому лажа.

Лажа, туфта – не в смысле плохо, а бесполезно, не имеет значения, ни на что не влияет.

  • 1