?

Log in

No account? Create an account

Критика нечистого разума

Previous Entry Share Next Entry
Философия как замена
metasilaev
Вряд ли согласен, но могу вообразить такое мировоззрение, не самое глупое: «Жизнь слишком серьезная штука, чтобы придавать значение хоть чему-то, кроме секса, насилия и наркотиков, а если нет духа пойти до конца по этим путям – тогда хотя бы в одиночестве думай о смерти, что, собственно говоря, и есть твоя реальная философия».


  • 1
При обшей симпатии в мировоззрениям "гностической группы" (просто не знаю, как это сказать вернее), практические выводы могут быть самые разные. Ежели онтологически, то "тюрьма" кажется мне более уместной метафорой мира, чем "пикник", "завод", "костюмированный бал", "рыцарский турнир" и прочее. Но из того, что мир - тюрьма, где души мотают срок, поведение может следовать самое разное. Привиденный вариант - только один из... Мне вполне симпатичны люди, посвятившие себя, например, деланию денег или науке. В аду и бреду уместны стратегии самые разные. Лучше всего - исходить из личных наклонностей. Кого ведет любопытство, кому война - мать родна, кто-то эспериментирует с телом, кто-то со своей душой, кто-то с чужой. Все молодцы, если у них получается ))

Смотрел я как-то док.фильм по ящику «солнечный мальчик». Про парня лет 14. Он живёт в доме для инвалидов, сирота.

У него болезнь: не растёт лет с 6, у него кости ног не развиты, передвигается на коляске. Вот он сидит, лицо, глаза взрослые, речь разумная, а тело маленького ребёнка.

Вот это разве не тюрьма? У него нет возможности идти (в прямом смысле) по пути «секса, насилия, наркотиков». Но и про смерть он не думает.

Автор фильма разговаривает с ним открыто, честно, без сюсюканья о его жизни. Он говорит: если бы у меня был выбор: либо появиться на свет таким, какой я теперь или не появляться на свет вовсе, то я бы решил родиться, потому что я рад, что у меня есть возможность видеть небо, солнце.

Он очень жизнерадостный, жизнелюбивый, активный.
Я понимаю, что это правильней, чем думать о смерти. Но если бы я был в такой ситуации, то не смог бы так жить.

Штука в том, что, как говорится в самом фильме, жители подобных приютов как правило загинаются, когда их переводят по возрасту во взрослые инвалидные дома. И не по здоровью, а из-за депрессухи. Т.е. условием жизни в этом мире является героизм подобного «солнечного мальчика».

Извините, что длинно и не очень в тему, точнее не могу сказать.

Отчуждение, понятое как философический термин, означает сродство любого существа с этим мальчиком. То, что предельно важно для нас, зависит не от нас. Оказывается. Ну а дальше вопрос, что с этим делать. Ответы разные.

О как. Я себе представлял «отчуждение» ровно наоборот. Кстати есть одноимённый турецкий фильм-лауреат каннского кинофеста режиссёра джейлана. Там слово понимается как одиночество, оторванность.
А выходит, что отчуждённость – это всемирно отзывчивая душа. Отчуждение от своего гнилого нутра. Здорово.
Мне очень понравилась ваша трактовка отчуждения.

Нет, нет. Я имел ввиду - общность положения с тем мальчиком. Если же точно, то отчуждение - не-само-причинное существование со всеми вытекающими. Противоположность свободе, понимаемой традиционно как способность быть творящей причиной самого себя (и только потом ее редуцируровали к какой-то там "независимости"). И это не касается одиночества или его отсутствия.

по-моему, общность положения с мальчиком и есть отчуждение от своего гнилого нутра, отзывчивость.

ведь иначе: какое мне дело до этого мальчика? плевать на него. но он есть и я уже, в идеале, живу по-другому, не могу не учитывать его жизнь.

Одиночество, для меня, - жить, зная про этого мальчика, и жить так, будто ты этого не знаешь.

И свобода, о которой вы пишите, по моему опыту, - туфта и лажа.

Будьте корректнее. "Теорема Пифагора, по моему опыту, есть туфта и лажа". Вы сказали практически то же самое. Определения, вводимые априорно и произвольно, не нуждаются в проверке чьим-либо опытом. "Вот это животное - называется словом медведь, и все". При чем тут опыт? Не нравятся медведи? Ну называйте словом "медведь", к примеру, енота, воля ваша, а медведя зовите "зюкой-базюкой", но это выпадение из разговора и вообще языка.

Извините, зарвался. Со мной бывает. Спасибо, что поправили.

Поправлюсь и уточню. медведь это медведь, а по-аглицки bear.

Вот с моей точки зрения медведь это медведь, а bear – белиберда, туфта и лажа. Тут личный опыт важен.

Я живу в таком мире, где эта фраза про свободу не работает (на моём опыте). Скорее всего, в соседней квартире эта фраза работает, а у меня нет.

Причина, конечно, в том, что я идиот, без сомнений. По моему опыту, границу своего идиотства определить важнее, чем границу своего неидиотства.

Т.е. я хотел сказать не то, что теорема Пифагора по-моему опыту лажа, а то что в моём мире теорема Пифагора не нужна и поэтому лажа.

Лажа, туфта – не в смысле плохо, а бесполезно, не имеет значения, ни на что не влияет.

  • 1