?

Log in

No account? Create an account

Критика нечистого разума

Previous Entry Share Next Entry
Как закалялась мысль
metasilaev
Стою когда-то в ночном клубе, соответственно, ночью. Вытащили добрые люди. Внутри водки плещется грамм пятьсот, вокруг девки полуголые скачут. На сцене девки, рядом девки. Верные соратники тоже рядом. Стою я, значит, и думаю, как дурак (или как умный, неважно), что-то о проблеме… ну если по ученому, то это из проблематики феноменологической редукции. И думаю следом: какая, наверное, хорошая мысль мне подумалась. Ибо не всякая мысль подумается, в окружении полуголых девушек и бухла, а только очень-очень хорошая. Качественная. Слабая мысль такого фона не выдержит. Правда, какая мысль – не помню. Но вот помню эту мысль о мысли. Многая «ученость» испарится, обнаруживая свою искусственность и неуместность. А что-то подлинное останется. По-настоящему интересное, скажем так. Вот оно – интересность. Тест про нее. Если тебе повезет, то мышление по своей интересности приблизится к таким неоспоримым вещам, как сексуальность и наркотики. Профессионалам это явно было интереснее всего остального. Счастливые тащились с чистой процессуальности, не обремененной потребностью результата. Не так ее много в жизни, тем более без вреда здоровью (как наркотики), без лишних трансакций (как секс).

  • 1
Продолжительное удовольствие от процессуальности мышления - это эйфория, незаметно для субъекта перетекающая через гипоманиакальность в манию, которая в свою очередь является 100% симптомом жизофрении.
Уж лучше чистое мышление разбавлять иногда девочками и водочкой.

Тебе в силу образования может быть виднее, но, по-моему, графомания, логомания, софомания (как еще назвать?) - вещь прекрасная в том числе своей безобидностью. Если сам себя понимаешь, как с ума-то сойти? Если всегда можешь посмотреть на свое собственное сознание как на ОБЪЕКТ, дистанцируясь от него? Нет, для обывателя такая хитроумная практика и будет "шизофренией", ну так не ему же верить.

Ну а 24 часа рефлектировать - дело нечеловеческое. Вспоминаю философов, с которыми знаком лично. Один аскет, хотя некогда был три раза женат. Другой почти каждый вечер замахивает пяток баночек пива. А Ильенков, говорят, вообще пил по-черному.

А Ницше сошел с ума, потому что встал за Диониса, а надо было за Аполлона :)

В том-то и проблема, что сначала ты по собственному желанию смотришь на сознание как ОБЪЕКТ, а потом при злоупотреблении игрой в дистанцирование, рефлексия( а по сути раздвоение) станет неуправляемой твоим разум.
Себя ты будешь продолжать понимать в любой момент, но делать это тебе придется и в автобусе, и на работе, и в ночном клубе под водочку и девочек, и этот коктейль тебе удовольствия не доставит.

В книге Пятигорского описывается опыт учеников Гурджиева, которые сохраняли самоосознание, даже занимаясь сексом, и им вроде как было кайфно.
Но простым смертным это все равно не грозит :)

Определенное время все что угодно можно делать и получать от этого ОЧЕНЬ СИЛЬНОЕ удовольствие, но если перейти грань, то волевой контроль разума над процессом раздвоения теряется. И никто не знает, где у него грань. Когда понимаешь, что грань перешел - уже поздно. В определенном смысле: шизофрения - потеря управления над воображением.
Сегодня ты порефлексировал, занимаясь сексом. А завтра уже не ты будешь решать, что ты будешь рефлексировать, а твое воображение...

...Но эмпирических примеров этого ты привести не сможешь. Как сходили с ума от слабости рефлесии - сколько угодно (в конечном счете, тот же гениальный Ницше, маниакально отказывающийся понимать именно самого себя). А вот чтобы от силы - нет. То есть и сильный может слететь, но не от того, а скорее вопреки. Мышление, как бы то ни было, работает против невротизации и психотизации - дажее если сопряжено с ними, и начато на изначально больной психофизиологии.

Кто сказал, что мышление работает против невротизации и психотизации? Оно достаточно успешно работает в обоих направлениях. А потеря над контролем воображения приводит автоматически к потере контроля над рефлексией. Рискну предположить, что до поры до времени и Ницше прекрасно рефлексировал. Слишком даже прекрасно.

Смотря что понимать под мышлением, мы просто разное понимаем. Ты, видимо, как некое пережевывание "умственной жвачки", как "как поток сознания" и грязное зеркало бессознательного гона, я - как некое действование в понятиях, там неважно с чего начать, если правильно делать, все будет хорошо, выправится даже начальная шиза.

А касательно Ницше, то именно обращать сознание на себя, точнее, на свое сознание - он всегда избегал. На инстинкты свои еще обращал внимание. А увидеть со стороны свое же мышление казалось ему опасным, но в итоге опасным оказалось как раз его не увидеть.

Ницще рефлексирова мир - провалился в бездну.
Рефлексировал бы себя - утонул бы в себе.
На чем излишне концентрируемся - на том с ума и сходим.
До шизы можно дойти путем железной логики.

Рефлексировать мир нельзя по определению :)
Давай я сейчас сыграю за тебя, такая вот фраза: "безумие - это короткое замыкание разума на самом себе". Если так, тогда согласен.
Основания разума выше самого разума, основания разума - свобода. То, что предшествует и обуславливает.

"Рефлексировать мир" - я как раз в виду и имел(не совсем корректно)мысль, которую ты четко сейсчас сформулировал.
P.S. Катастрофически иногда не хватает слов, чтобы четко выразить свою мысль; через метафоры приходится действовать.

Что имелось в виду под самоосознанием?

Хороший вопрос. Мне надо точнее выбирать слова. Если верно помню, Гурджиев видит обычного человека как наложение ряда машин, и сугубо машинную деятельность. Пробуждение в его школе означало осознание факта машинности, способность человека дать самоотчет ("я делаю это, потому что..."), и не прерывать мышление, так осознающее ситуацию, и через это как-то управлять машинностью... в любой ситуации. Вывод контроля тела из под того, что мы ошибочно называем "инстинктами" (скорее это бессознательные пропечатки культуры на психофизиологии, импринты, поставленные в социальном опыте). В конечном счете речь идет идет о "снятии отчуждения" в своем теле через свой ум, если правильно понимаю, в чем не уверен. Я же не ученик.

Как бы нам не дозакаляться!

простой такой вот бытовой идеал(изм) :

Хочу много секса и при этом говорить о феноменологической редукции.

  • 1