Александр Силаев (metasilaev) wrote,
Александр Силаев
metasilaev

Category:

Честное имя рабства

------///------


    Либертарианская зарисовка, многих смутит. В каком-то смысле чиновник сомнительнее рабовладельца. Второй обращается с людьми как с рабами, но делает это именно с рабами. Первый обращается как с рабами, хоть и мягче первого, но делает это со свободными.

    Добавим: теми, кто формально считается свободными и лично не сделал ничего такого, чтобы потерять этот статус. В старые времена это назвали бы каким-то другим словом. Налоговое бремя, с учетом всех косвенных налогов, в развитых странах где-то в районе 50%. Не всякие феодалы облагали таким оброком свое крестьянство.

    Далее, нашим «свободным» людям можно очень многое предписать. Запереть всех под домашний арест, как в 2020-2021 гг., запретить их бизнес, насильно подвергать разным процедурам и т.д. Далее, запретить какие-то вещи, где нет пострадавших (Вася продал Пете запрещенную штуку к общей их радости), но третья сторона, считающая себя, вероятно, их общим Хозяином, считает пострадавшей себя. Везде есть идеология, почему это на благо людей. Больше всего это похоже, однако, на сравнительно доброго (пока что) барина, чем на сообщество свободных.

    Чем отличен рабовладелец? Он менее добр как барин, но и не сказать, чтобы садистически зол. По сути он, как и государство, рассматривает подконтрольную популяцию как полезный скот – главное, чтобы исправно работал, платил положенное, плодился, любил-боялся хозяев и, по возможности, не сильно страдал. Главное различие: в рабы обычно не попадали просто так.

    Это либо преступник, отрабатывающий грех, либо несостоятельный должник (тот же вор, если без сантиментов), либо воин, проигравший войну. Либо рожденный в рабстве. Последнее, наверное, наименее справедливо, но все-таки это хоть какие-то основание: у него, в среднем, будут гены и воспитание, более соответствующие множеству рабов, чем множеству свободных.        

    Грубо говоря, есть две общественные модели: либо люди делятся на совсем рабов и совсем свободных (но в основе там какая-то сортировка по их качеству), либо все в половинчатом статусе, как сейчас. Забавно, что переход от второй модели обратно к первой можно назвать очень по-разному. Можно, например, «возрождение рабовладения» или «отмена социального государства». А можно назвать освобождением. Смотря по вкусу, в какие места смотреть и что по этому поводу чувствовать.
Tags: иллюзии, либертарианство, политика, этика
Subscribe

  • Ласки разума и наука экономика

    ------///------ Касательно гипотезы эффективного рынка. Были исследования, например, что большая часть роста S @ P 500 – это утренний…

  • Безумие умных, бесчестие честных

    ------///------ Я не знаю, хорошо «умное голосование» или плохо, но элемент безумия в нем не устраним. Положим, мне не нравится…

  • Пелевин тогда и сейчас

    ------///------ Касательно Пелевина, раннего и позднего. Мне ли одному кусок про котов в последнем «Трансгуманизме» напомнил его…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment