?

Log in

No account? Create an account

Критика нечистого разума

Previous Entry Share Next Entry
Пережитки темного настоящего
metasilaev
Зашла тут речь – что нас более всего поразило бы в каком-нибудь 17 веке? Есть подозрение, что более всего – антисанитария. Отсутствие, простите, канализации, ну и водопровода. Дамы и кавалеры на балах, писающие в горшки. А вот предположим, что человечество еще немного поживет, не обратится в пыль, машинный концлагерь и прочее нехорошее. Скажем грубо – оно разовьется. И что с позиции вот этого развитого человечества – покажется им столь же тягостным и нелепым, как нам – отсутствие в Версале канализации?
Каждый, конечно, может рисовать и грезить свое развитие. С него и будет определяться «главная адскость» современности. По мне, это будет:
1). Обязательный для большинства рабочий день, вот это хреново с 9 до 18, или как там оно.
2). Транспортная заковыка, у кого час, у кого два, три – каждый день, чтобы отбыть вот эти с 9 до 18.
Человек быстро привыкает к хорошему. Если его избавить от этих двух штук, а потом немного в них окунать, он и поймет, что это такое. Ад это и дикость. Вроде как горшки в Версале.


  • 1
мне кажется. что наших далеких потомков из эры развитой технократии будет шокировать "антисанитария" избытка личного времени. Наверняка люди в будущем плавно придут к тому, что любой их шаг будет подконтролен обществу через развитую систему коммуникаций. Что-то вроде встроенного мобильного телефона, который отменяет необходимость безвылазного присутствия на рабочем месте.

Причем проблемы личной свободы и частной жизни будут казаться анахронизмом. Естественно, что при таком условии нынешние проблемы трудовой, интеллектуальной и творческой невостребованности будут решаться лучше, чем сейчас. А нормированной рабочий день просто отомрет, поскольку будет подразумеваться, что человек как бы всегда на работе. Как только появляется в нем необходимость, его вовлеченность в проект инициируется.

Здесь аналогия может быть проведена между доступностью и обезличенностью сортиров и необходимостью устанавливать минимальный контакт с писс боем в версальских коридорах. Хотя некоторым творческим натурам и сейчас вполне достаточно темного уголка или подъезда.

Транспортная проблема будет таким образом также эффективно регулироваться, поскольку час пик будет уже неактуален.

То есть адом будет восприниматься незадействованность и оторванность от систем коммуникаций.

"будет шокировать "антисанитария" избытка личного времени. Наверняка люди в будущем плавно придут к тому, что любой их шаг будет подконтролен обществу через развитую систему коммуникаций".

Если разбираться в сортах ада, то, пожалуй, это еще погорячее, чем сейчас. Будут нас судить судить за отсталось, да. Из своего пекла. То есть к этому-то и идет, даже еще хуже - большая часть человечества будет в гетто, а зона сверх-эксплуатации, Вами описанная, будет считаться очень-очень престижной. Но это не "развитие" (кое я подразумевал мысленно), а как раз провал, как раз заваленный проект "человек".

Да, но ВАша оценка очень нынешняя. Вам коридоры Версаля милее, чем современный комфорт. Мне тоже, если честно. Но логика подошедшей эпохи технократии или развитие постмодернистского проекта однозначно отрицает ценности эпохи Гуманизма. С моей точки это диалектически оправданно, а проект "человек" не завален, а лишь отложен. Да, технократы начнут с отрицания гуманизма (то есть уже бодро отрицают). Но нельзя же жевать одно и то же вторую эпоху подряд. Надо сменить приоритеты и они определенно меняются. Нам кажется адом технократический рай, но это лишь вопрос привычки.

Кроме того интересной особенностью этого рая по-видимому будет зависимость центров от периферии. Поскольку интеллектуальное развитие вряд ли вынесет тотальный контроль технократического рая, то оно неизбежно будет вытеснено на окраины этого мира. Пока ситуация не дойдет до полного маразама, как перед 2 мировой войной это случилось с эпохой Гуманизма, и новая эпоха не отвергнет в свою очередь постмодернистские ценности.

Тут можно долго гоаорить о новой эпохе, люби ее или не люби. Вопрос, что является инвариантом, а где лежат сценарии. Так, после паровой машины индустриальная цивилизация была инвариантом, но политически дело могло сложиться по-разному, например, итоги Первой мировой, Модерн все-таки - лишь вариант, у него были альтернативы.
Мне кажется почти что инвариантом отмирание национальных государств, модернистской легитимности, некоего привычного "гуманизма", да. Но разброс таки еще есть, от сваливание 95% человечества в гетто до цивилизации именно тех свобод и ограничений, которых бы я хотел.

С ужасом воспринимал бы через 3 сотни лет пустую декларированность "прав и свобод". Ну, проблем то много, просто это мне понятно с точки зрения профессиональной деятельности.
Да, из прошлого (в каком там веке жили эти Монтескье и т.д.) я бы тоже в этом смысле смотрел бы на ЭТО Время в ЭТОМ СМЫСЛЕ.

  • 1