Александр Силаев (metasilaev) wrote,
Александр Силаев
metasilaev

Categories:

Политический рынок имени Сатаны

------///------


    Попробую не самую очевидную мысль – пояснить на очевидном примере.

    Вот есть конспирология. Там тайные кланы, секретные ордена, инопланетяне сидят на иллюминатах и погоняют Ротшильдами и т.д. Самое мягкое объяснение ковида и вакцинации, например: все идет по плану, мировое правительство, все как обычно.

    Есть некая средняя, приличная картина мира. В ней «правительства принимают решения», «партии проводят линии», в ней могут быть «классы», «расы», «элитные группы», «позиция Китая», «интересы США» и т.д.
То, как видел бы я, относится к нормальной картине так, как сама она относится к конспирологии. То есть для меня нормальная картина плоха примерно тем, чем для нее плоха конспирология – излишними построениями и нагромождением лишних сущностей. Все еще проще и еще обиднее.

    Можно взять из экономики метафору «невидимой руки» Адама Смита и через нее же объяснить политику. Вот это близко к моей модели. Есть только люди с их психикой. Той же самой, что и тысячу лет назад, правда, мемы другие. Люди по-прежнему эгоисты, они объяты страхом, жадностью, стадностью, но и милосердие иногда, как говорится, стучится в их сердца. Но в основном – высшие приматы, объятые так себе чувствами, характерными для высших приматов.

    Прежде всего надо понимать, что каждый индивид эгоистичен. По их действиями не сказать, они стремятся иногда самовыпилиться. Ну так индивид еще обычно иррационален, под эгоистичной политикой должно пониматься не всегда выживание и размножение (хотя это заводские настройки психики), но чтобы ему было сладенько. Иногда слаще всего – делать что-то, ведущие к гибели. Значит, это и будем делать.

    Никаких стран, элит и групп влияния в такой картине мира не предусмотрено. Это называется редукционизм. Все это можно ввести как объяснительные конструкции – на следующем витке объяснения, если это поможет что-то объяснить. А можно и не вводить. Все страны и партии – они только в нашей голове, не забываем.

    В экономике невидимая рука творит благо. По факту все наше изобилие и процветание создано эгоистичными коммерсами понятно с каким мотивом. А по определению, что такое «экономика»? Область человеческих отношений, откуда исключено насилие. Можно торговаться, меняться и договариваться, а насильно нельзя. И когда насильно нельзя, получается очерченная зона правил игры, в обиходе называемая «экономика». В экономике, правда, можно врать и дурить, но участники игры склонны извлекать опыт, и в конкурентной рефлексивной среде, где не запрещено думать и копить информацию, возможности обмана ограничены. Сравните, например, потенциал финансовых пирамид в России 1991 года и 2021.

      В политике невидимая рука творит разное, чаще зло. Ибо политика это область, где насилие не просто разрешено, а является основой основ. В ней также разрешено врать и дурить, но возможности этого сильно подкреплены механизмами прямого и косвенного насилия. В экономике жулика рано или поздно прихлопнет отрицательная обратная связь (клиенты перестанут верить), в политике – жулика вознесет положительная обратная связь (паства отожмет ресурс и ограничит в правах неверных). В экономике можно обмануть на миллион, на миллиард, но если грешить по-крупному – вам надо в политику.

    Так что кредо либертарианца: «Господь дал людям экономику, а Сатана ухмыльнулся и придумал политику». И кому ты скорее служишь, можно понять по тому, куда тебя больше тянет. Метод важнее намерений. Хочешь осчастливить человечество? Ну-ну…

    Возвращаясь к редукционизму. Экономическое поле, вся эта безумная сложность – ткется невидимой рукой из миллионов единичных воль (обычно эгоистичных) и сознаний (обычно неразумных). Но запрет на насилие и механизм самопреодоления лжи обращает гадость во благость.

      В политике, если смотреть с этой точки – нет никаких Больших Субъектов. Государств, партий, элитных кланов и олигархических групп (все это только в нашей голове). Есть те же самые индивиды – эгоистичные и не очень разумные. Но правила способствуют гадости, она закрепляется, институционализируется. Мир, как и в экономике, создается из хаоса единичностей. Каждый за себя, исходя из своих мотивов и настроек своих психики. Иными словами, социализм, вообще государство – в основе такое же одинокое дело, как и рынок, тот же интеграл воли эгоистичных приматов, но играющих, в отличие от рынка, по менее очевидным, менее формальным и более подлым правилам. Кстати, можно сказать, это тоже рынок. Просто рынок, на котором более допустима ложь, а еще сильный может унизить слабого, а десять слабых – сильного.  

     Если нужен актуально-банальный пример, как это работает, пожалуйста: ковид, вакцинация, вот это все. Конспирологу здесь видится заговор мировых элит, обычному человеку – как минимум, какая-то «политика правительства». Но нет никаких субъектов-правительств, точнее сказать, они состоят из людей. Есть их психика. И ее реакции, человеческие, слишком человеческие: страх и жадность, стремление доминировать и стремление подчиняться, ретивость и растерянность, и какие-то штуки, следующие из нюансов социального положения.

    Например, начальники по определению любят начальствовать, другие туда не идут. В любой непонятной ситуации разумный человек думает, что сначала надо подумать. А начальник – будет сначала начальствовать, а там посмотрим. Запретит, обяжет, подпишет и распишет. Не стоит удивляться тому, что в непонятной ситуации все начальники мира ведут себя сходным образом. А еще сходным образом ведут себя во всех уголках мира, скажем, бобры или бурундуки – и вовсе не потому, что и у них есть мировое правительство или их чипировал Гейтс. Просто потому, что сходные особи сходных видов схоже действуют в сходных ситуациях.

      Например, для любого чиновника действует железное правило, как говорил один мой шеф: «лучше перебздеть, чем недобздеть». Это условие выживания типа, называемого «чиновник бюрократического социального государства», причем чем государство сильнее или социальнее – тем он опасливее. Это селекция, породу вывели условия среды. Вот как овчарку колли выводили пасти овец, так его выводили, чтобы он избегал личной ответственности, в любой непонятной ситуации перебздел, глядел в рот начальству,  а из всего населения всерьез воспринимал только психопатов (ибо они опасные).

    И вот масса таких психик образуют политический рынок, и там происходит то, что происходит. Все, что надо объяснить, вполне объясняется лишь отсюда.

    Вопрос, а могут ли в таком поле иметь место заговоры? Да, конечно, ведь люди иногда склонны и к этому. Но это будут, как правило, провальные и неэффективные заговоры, вроде заговора декабристов. Ужасающие режимы будут получаться не потому, что их задумал в кабинетной тиши темный гений. А лишь потому, что люди, в условиях политических рынков, всегда имеют это пределом своих стремлений – и иногда подходят к нему. Обычно в ужасе успевают отшатнуться обратно...
Tags: иллюзии, либертарианство, политика, психология, философия, экономика, этика
Subscribe

  • Ласки разума и наука экономика

    ------///------ Касательно гипотезы эффективного рынка. Были исследования, например, что большая часть роста S @ P 500 – это утренний…

  • Безумие умных, бесчестие честных

    ------///------ Я не знаю, хорошо «умное голосование» или плохо, но элемент безумия в нем не устраним. Положим, мне не нравится…

  • Пелевин тогда и сейчас

    ------///------ Касательно Пелевина, раннего и позднего. Мне ли одному кусок про котов в последнем «Трансгуманизме» напомнил его…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Ласки разума и наука экономика

    ------///------ Касательно гипотезы эффективного рынка. Были исследования, например, что большая часть роста S @ P 500 – это утренний…

  • Безумие умных, бесчестие честных

    ------///------ Я не знаю, хорошо «умное голосование» или плохо, но элемент безумия в нем не устраним. Положим, мне не нравится…

  • Пелевин тогда и сейчас

    ------///------ Касательно Пелевина, раннего и позднего. Мне ли одному кусок про котов в последнем «Трансгуманизме» напомнил его…