Как говорится, помимо прочих, школа несет образовательные задачи. В настоящее время, полагаю, собственно образовательные задачи распределены там неравномерно и приходятся в основном на начальную школу.
Читать, писать и считать до ста без калькулятора – всем людям действительно надо, этому они учатся на всю жизнь. Большая часть остальных познаний успешно выветрится после ЕГЭ, хотя, возможно, честнее сказать, что их никогда и не было. Реальное образование в старшей части школы совершается, во-первых, на немногих учениках, во-вторых, на немногих предметах. Кому-то не выветрится математика, кому-то история, и т.д. Но я сейчас не про образование, а про основную задачу школы на текущий момент.
Мы имеем отстойник-накопитель для людей, уже достаточно взрослых для того, чтобы делать что-то сомнительное, и еще недостаточно для того, чтобы делать что-то полезное (такое вот определение подростка получилось). Я не говорю, что это заведение бесполезно, вероятно, без такого отстоя мы имели бы куда худшее общество. Но главный принцип тут, давайте честно, как в анекдоте про армию: «да хоть ломиком подметайте, лишь бы задолбались!». Лишняя занятость хранит юное поколение от преступности, алкоголя, наркотиков, раннего секса и т.п.
Так вот. Эту главную, основную задачу школы – прекрасно решает интернет. И решает куда дешевле. Купить каждому ребенку по смартфону проще, чем оборудовать им какие-то пространства, нагнать туда взрослых, заставить коммуницировать и оплачивать эту радость человеческого общения.
Все, школу можно провожать в небытие. Оставить лишь то немного, что действительно «образование». Остальное просто дисциплинарные практики, причем изъеденные временем, местами смешные. Ученик, например, может послать учителя как угодно далеко, и ему ничего за это не будет. Просто не все ученики догадались, что так можно. А может, догадались, но в душе хорошие люди, жалеют старших.
Можно подумать, что я шучу, утрирую. Да нет. Если в обществе есть некий Х школо-часов, данный Х можно смело резать как минимум пополам. Полусвободное посещение для начала.
P.S. На всякий случай, к советской-постсоветской школе, как известно, лучшей в мире – у меня глубинно личные счета. Я делал все, как она мне говорила. Я был идеальный ботаник. У меня золотая медаль. Это были худшие годы моей жизни, бессмысленные и беспощадные. Потом я, к счастью, стал пить, курить и материться (вру – курить так и не начал), и в жизни стало появляться что-то хорошее…