Александр Силаев (metasilaev) wrote,
Александр Силаев
metasilaev

Category:

Уроки Вестероса-3. Чем добро побеждает зло

------///------


        Только давайте без пошлых моралистских сентенций, что порок торжествует, добродетель попрана, мир лежит во зле и т.д. «Добро» и «зло» - это вообще такие слова, а не записанные Всевышним полюса мироздания. Как договорились, то и добро. И вот то, что согласились считать добром, успешно расползается по миру. Насилия на планете ощутимо меньше, чем 50, 500 и 5000 лет назад, не верите – проверьте, посмотрите в специальных книгах, все записано (от Назаретяна до Пинкера, но не будем отвлекаться).

        Вопрос, как это возможно? На первый-то взгляд кажется, у «зла» преимущества. Больше степеней свободы. «Зло» может вести себя как «добро», если это выгодно, а если выгодно по-другому – может и по-другому. У «добра» такой опции нет. Это тривиальное наблюдение, но это лишь теория. Она противоречит эмпирии. Думаю, это можно даже смоделировать. Например, индивид решает придерживаться программы «убий, укради и прелюбодействуй». Отдельные особи будут достигать при этом поразительного успеха (и эти истории будут смаковать моралисты), но среднестатистически там невыгодно. Душегуб тоже может сидеть в парламенте, но чаще тупо сидит в тюрьме.

        Чем прекрасна (ко всему прочему) «Игра престолов»? На ней очень удобно объяснять эволюционные преимущества добродетели. Вот на русских народных сказках или на творчестве Толкиена – фиг чего объяснишь. Потому что добро и зло там, во-первых, ненастоящие (где вы видели зло крепостью 100%, а равно такой же выдержки героизм? это все полярные сказки), во-вторых, не очень натурально взаимодействуют. Примерно как в 3 серии 8 сезона Игры престолов, но мы сейчас не о ней – остальные семь сезонов там все, как надо.  

      
Во-первых, нет совсем уж откровенного добра и зла, все с нюансами, полутонами. Во-вторых, у добра нет никакой привычной сказочный форы. Положительные герои мрут с той легкостью, что и мерзавцы, очень часто, как и в жизни – в самом неожиданном месте (за это мы и любим «Игру престолов», чего уж там). В мире Вестероса моралисту хватит ярких историй, что мир лежит понятно в чем, иллюстраций - завались. Сильно больше и ярче, чем за окном.

        Но видно небольшое статистическое преимущество добродетели. Очень небольшое, но видное на больших массивах. Знаете, как на бирже. Допустим, у вас среднее ожидание на сделку 0.15%. Это значит, что с каждого проторгованного миллиона вы кладете в карман 1500 рублей. На это можно годами жить (я точно знаю – я жил), но если ваше ожидание -0.15%, это разорение и конец. Так вот, у добра есть эти положительные 0.15%. В долгой игре это обреченность на победу. Сегодня и вообще в этом месяце все может быть грустно, но дайте срок… Эволюции всегда дает срок хорошим парням. При этом без гарантий конкретному хорошему парню – отрезанная голова Неда Старка тут ни о чем. Смотрите, как в среднем по популяции.

        А в среднем работают такие штуки, как репутация и коалиция. Давайте смоделируем мир, где все как бы плохие, но некоторые их них (по приколу или начитавшись умных книжек) решают вести себя, как хорошие. Например, отказаться от беспредела. Казнить буду люто, но не с кондачка. В мире, где каждый второй может казнить по беспределу (из разных мотивов, от Рэмзи Болтона до Станиса Братеона) – это уже нравственный закон. И это ощутимое преимущество в долгой гонке.

        Вот представьте, что ваш шеф – король Джоффри (или Рэмзи, Станис, ранний Теон Греджой еще с яйцами, но без мозгов). Может ли разумное существо – быть полностью лояльным вот этому? А смысл? Если Рэмзи Болтон и Джоффри Братеон могут замочить тебя по приколу и без вины, может быть, разумнее желать им смерти, а себе – другого сюзерена?

        А с Дейнерис (несмотря на все ее закидоны вроде построения социализма в одном отдельно взятом Заливе) вроде можно иметь дело, по крайней мере, первые 7 сезонов, все еще не поздно испортить в 8-м. Конечно, есть 1-2%, что тебя грохнут по ошибке, по ложному доносу – но в мире Вестероса это уже, считай, социальные гарантии. Можем иметь дело с Джоном Сноу, со Старками (хотя как клан они поначалу глуповаты), с Ланнистерами (с поправкой на страсть отдельных персон, «чего не сделаешь ради любви»), и т.д. Люди к ним и тянутся. В конечном счете – это образует необходимое и достаточное преимущество.

        Есть версия, что Сталина под конец жизни таки отравили. Или, как минимум, могли спасти – но не стали. Я не конспиролог, не знаю. Но вообще это было бы логично. В стране, где у элитария нехилые шансы схлопотать пулю на ровном месте как «английскому шпиону» - лучше быть настоящим английским шпионом. Вот ей-богу, шансов выжить – больше.

        У Владимира Лефевра разбирается, может быть, главная подлость жизни в СССР. Человек, искренне придерживающийся официальных советских ценностей, в среднем имел худшие шансы, чем обычный приспособленец, или даже ненавистник СССР – при условии, что последний готов быть приспособленцем. Так, например, важной официальной ценностью была бескомпромиссность, но выживали лишь те, кто «колебался вместе с линией партии». У настоящего марксиста-ленинца почти не было шансов – большая часть настоящих там полегла еще в 1930-е. То есть народная республика выступала отчасти как коллективный «король Джоффри» - с капризами, придурью и бессмысленной жестокостью. Хранить верность Джоффри бессмысленно – как с точки зрения чистой этики (он все равно предал тебя первым), так и чистой прагматики. Немудрено, что страна закончилась, как закончилась.

        Вернемся к сериалу. Хорошим людям помогают чуть больше хотя бы потому, что плохим – помогать бессмысленно. Этого хватает, чтобы мир не сдох.

        Если интересно, как это работает, есть прекрасная математическая модель про репутации и коалиции. Можете поискать что-то вроде «итерированный парадокс заключенного, эксперимент Аксельрода». Политологи, математики и программисты полвека назад поставили эксперимент, итог – наглядная модель, как добро побеждает зло. Без мистики, метафизики и «сверхъестевенного внутреннего чувства», как у философов. Сделали. Показали. Тысячелетний вопрос «как возможна этика?» получил формальный ответ, с которым можно работать. Спасиба от философов, конечно, не дождались… 
Tags: игра престолов, политика, философия, этика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments