Александр Силаев (metasilaev) wrote,
Александр Силаев
metasilaev

Category:

Уроки Вестероса-2. Тирион Ланнистер и алгебра совести

------///------


       Лорд Тирион Ланнистер – мой любимый персонаж, начинаю с первого сезона. Даже с первой серии. Он много чем прекрасен. Помимо прочего, на его примере очень удобно объяснять, что такое хороший человек.

       Есть разные теории этики. Я сейчас немного профанирую Владимира Лефевра, подробнее и без профанаций – см. например его «Алгебру совести». Точнее даже, не профанирую – скорее говорю по мотивам. У меня немного другая алгебра.

       Этика может быть позитивной и негативной. Позитивная этика что-то предписывает. Построить дом, посадить дерево, вырастить сына. При этом к запретам там отношение не строгое. Ради хорошего дела – можно разрушить чужой дом и срубить чужое дерево, можно и с чужим сыном не особо церемониться. Такие системы характерны для традиционных обществ. Оценка формулируется в позитивных характеристиках. Например, требование «быть храбрым воином», а не «избегать быть трусом». И дело здесь не только в формулировках. «Не врать» - более конкретная и жесткая штука, чем «стоять за правду». Обычно всегда понятно, соврал или нет. А правда понятие широкое…  Хорошесть человека тут – обычно производное от его хороших целей. Иван хороший, потому что посвятил жизнь своим детям. Можно было посвятить жизнь родине, тоже дело.

       Негативная этика дает послабление в плане целей. Хотеть можно чего угодно. Например, много денег. Или славы. Или секса. Хороший ты человек или не очень, отсюда не очень ясно. Твоя этика – это твои ограничения, а не твои цели. Не убий, не укради, не прелюбодействуй – вот эта этика. Это подход современных либеральных обществ.

       В чем фишка? Если у тебя прекрасные цели, но вовсе нет ограничений по средствам, ты быстро начнешь творить безнравственную фигню. Потому что так – быстрее и проще. Большинство революционеров и сектантов как раз про это. Средства быстро переделывают все под себя, и вот на месте ячейки идеалистов мафиозная группа.

       Но вот, положим, крайне эгоистичная цель – надо много денег. И есть жесткие запреты: на насилие, обман и т.д. Тогда единственное, что тебе остается – сделать так, чтобы люди добровольно отдали тебе много денег. При этом вводить в заблуждение их нельзя (да, финансовая пирамида не катит, и курсы астрологии - тоже). Тебе придется создать услугу, которую оценит много людей. Ты получишь свой миллион или миллиард – если создашь некоей полезности на эту сумму. Иначе никак. Пусть тебе плевать на людей, но этика запретов создает пользу. 

       Вернемся наконец к лорду Тириону. Что ему надо в жизни? Деньги и власть (но это у него и так есть – он же лорд), а еще книжек, вина и женщин. Поначалу он читает, бухает и трахается – и более ничего. Но как лорду дома Ланнистеров ему приходится заниматься кой-какими делами, и вот выясняется, например, что он не позволяет себе много, что в Вестеросе в порядке вещей. Например – не унижает слабых. Не пресмыкается перед сильными. Не врет без крайней необходимости. Не трусит. Со времен понимаешь, что этот карлик – один из самых храбрых персонажей. Случайно он оказывается кем-то вроде премьер-министра (2-й сезон) – и это лучший премьер-министр в Королевской Гавани. А потом главнокомандующий. В общем, он не хотел и не планировал спасать мир. Он хотел денег, бухать и трахаться. Но мир спасается.

       А есть персонажи, взвинченные на высокую цель. Дейнерис Таргариен, кажется, хочет освободить всех рабов, и построить что – коммунизм? Средства у нее, заметим, так себе. Например, она предлагает пленным рыцарям перейти на ее сторону (7 сезон). Рыцари, вероятно, уже давали какую-то клятву – они отказываются. Праведная коммунистка за это сжигает их живьем, благо под рукой драконы.

       Лорд Станис – еще один праведник от целей. Хочет себе трон, и это справедливая цель – по феодальным понятиям трон его. Хочет послужить Владыке Света. В мире Вестероса это такой монотеизм, как и в нашем мире, также пришедший с Востока. Но способы опять такие, что жгут невинных. Кончается очень плохо – для всех.

       Видно, что этика №2 не только симпатичнее этики №1,но и имеет конкурентное преимущество.

       Если от сериала перейти к алгебре и совести – Владимир Лефевр видел в холодной войне еще и конфликт этических моделей. Советские люди в среднем исповедовали этику №1, американцы в среднем этику №2. Англосаксы оказались дальше от традиционных ценностей, и это было их преимущество.

       Но вообще-то любой может взять модель с Тириона. Для этого не обязательно быть лордом, карликом и бухать.


       
Tags: игра престолов, политика, психология, этика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments