?

Log in

No account? Create an account

Критика нечистого разума

Previous Entry Share Flag Next Entry
Просто и без затей
metasilaev
Давайте сразу оговоримся, что праздники – это, наверное, хорошо. Лишний повод съесть вкусного, выпить лишнего и повидать хороших людей не имеет к себе нареканий. Но давайте глянем, какого рода праздники расцвели на просторах современной РФ.

Что предельно просто по смыслу, то предельно широко отмечается по размаху. Давайте спросим – какие праздники в текущей России являются строго обязательными к исполнению? По какому поводу, например, обычно проходит корпоративка? По какому поводу, кроме дня рождения, почти обязательно домашнее застолье-гулянье? По какому поводу обязательно медийная шумелка, и непременно что-нибудь скажут по ТВ?

Таковых общенациональных праздников в нашей родине на текущий момент образуется примерно три с половиной. Три общеобязательных по умолчанию и народному усмотрению и еще один может выключить и выключить на свое усмотрение государство. Пусть не покажется кому-то ряд оскорбительным, но это Новый год, 23 февраля, 8 марта и частично, по включению-выключению государства, 9 мая. Последняя дата не есть автоматический повод собраться, пообщаться или задуматься, но к юбилейной цифре государство инвестирует в процесс столько, что население вспоминает: угу, есть такой национальный праздник. Не напомни, и забудет. А спонтанно здесь празднуется 23 февраля, 8 марта и период примерно с 25 декабря по 13 января.

Начнем с более тихих дат. По изначальному смыслу того, что такое было 23 февраля и 8 марта, остаются спорить специалисты. И то они не могут сойтись во мнениях. Например, пара людей на полном серьезе дискутировало, что же именно случилось 23 февраля 1918 года: то ли Красная Армия дала кому-то пинка в окрестностях этой даты, то ли дали пинка Красной Армии. По поводу 8 марта доводилось слышать воззрения, что изначальной это, конечно, день левой солидарности трудящихся наподобие 1 мая, и спорили, кто был первый трудящийся: то ли парижские проститутки, то ли американские красные ткачихи. Неопределенность в вопросе здесь есть не столько следствие темноты народной, сколь причудливость пропаганды в СССР: могли бы, в конце концов, ткнуть пальцем в менее спорные дни. Но, как сказано, смысловыми нюансами могут заморачиваться сугубо спецы, а нормальным людям все просто: 23 февраля это такой день, когда все Бабы поздравляют всех Мужиков, а потом все Мужики мстят за это всем Бабам 8 марта.

Простейший принцип разделения населения пополам, ничего очевиднее полового признака природа не удумала, а общество не потрудилось изобрести. Самая простейшая разбивка на поздравляемую и поздравляющую половины, проще, наверное, только рассчитаться по номерам. Самая простая дифференциация ведет к апофеозу незатейливости: в тройке главных российских праздников стоят, таким образом, День Российского Мужика и День Российской Бабы. Сочетание слов может показаться не самым уютным, но вообще-то они сами себя так называют.

Ну а Новый год это когда бабы и мужики бегают по магазинам в равной пропорции. Так сказать, солидарность всех покупателей. Мы не против того, чтобы порадоваться Новому году, но давайте спросим, а каковая там смысловая нагрузка? Год прошел, год пришел – что это по смыслу? Празднуем, что все встречающие исхитрились не помереть за 365 дней? Празднуем, что еще на один год все стали ближе к смерти? Или просто двухнедельный запой посреди зимы необходим для поддержания рабочего тонуса? Куда не ткни, все как-то не совсем то, и проще быстрее накатить первые сто грамм, и дальше будет хорошо по накатанной.

А кто вообще сказал, что у праздников должен быть какой-то сакральный смысл, да просто смысл? Никто специально не говорил, но по умолчанию это всегда подразумевалось. Изначально праздник в культуре событие религиозное. Поддерживающая тонус религиозного чувства, а то, в свою очередь, поддерживает какой-то тонус человека по жизни. Праздник как физическая возможность и метафизический повод подумать на тему. Скажем, Рождество или Пасха. Не обязательно даже быть христианином, чтобы согласиться с осмысленностью.

Оговоримся, кстати, что более успешный мир за границами нашей родины празднует в первую очередь именно Рождество, каникулы там именно рождественские, а Новый год идет лишь прицепом к главному. Примерно так было и в Российской Империи, до того как мы начали строить особый мир особым путем.

Советские праздники, пришедшие на смену религиозным, куда более уязвимы по смыслу. Так Троцкий побил немцев 23 февраля, или Троцкого, и где тут вообще Россия? Ткачихи, проститутки или террористки – изначально собирались 8 марта? 1 мая – это день весны, или все-таки интернационала? А 7 ноября – это когда одни путчисты подсидели других, или как? Куда не ткни, все не без изъяна и не без смеха. Но заявка на некий смысл, обратим внимание, во всех датах все-таки была. Можно было придираться к идеологии, но то были каркасные, реально цементирующие общество штуки.

Постсоветские праздники – это страстное желание повода на фоне, однако, полного распада искренности и осмысленности. Здесь даже не смеется. Здесь просто не воображается, чтобы 12 июня кто-нибудь поднял тост за «независимость России от Москвы». А если 4 ноября мы празднуем изгнание с Москвы европейцев, то где же идет не в ногу с духом праздника «русский марш», требующий изгнание с Москвы азиатов? Или мы просто 7 ноября перенесли на 3 дня пораньше? А ко Дню конституции народ приучать просто опасно – вдруг он ее прочитает и подумает.

На этом фоне действительно ничего не остается, как чествовать Деда Мороза, женщин, мужчин. А еще можно отмечать самый Красный День, доверив выбор генератору случайных чисел. Чтобы совсем уж просто и без затей.
Tags:


  • 1
По поводу 8 марта доводилось слышать воззрения, что изначальной это, конечно, день левой солидарности трудящихся наподобие 1 мая, и спорили, кто был первый трудящийся: то ли парижские проститутки, то ли американские красные ткачихи.
8 марта = 23 февраля + 13 дней. По-моему так.
Ну а в остальном всё банально и верно.

Вопрос - а чем по-вашему мнению вызвана, скажем мягко, агрессивность жителей РФ к тем, кто не отмечает указанные три праздника? Не думаю, что дело только в советском наследии, в приученности к ним во времена СССР; тут что-то более глубокое видится

[с НовымГодом еще ничего - он семейный и особо не трогают, но попробуйте на работе не сдать денег на 8 марта или отказаться от подарка 23 февраля --- совершенно разные коллективы в разных частях РФ превращаются сразу в кровожадных зомби, где самым добрым словом будет "жмот, стольник зажал"... о самом злом думать страшно - однажды меня почти заперли и насильно(!) стали накормнить салатами на 8-ое марта :-)

Коллективная идентичность обижается, когда ее не считают за человека. :)


А еще, думаю, сказанное вами - вполне в русле утраты реальности в РФ (во всем - и в праздниках, и в восприятии реального положения страны в мире, и понимание экономики страны и т.д.) Замена реальности на декорации...

Добрые люди называют это карго-культ.

Тогда наверное метафорический карго-культ :-)
(до уровня папуасов Полинезии, настоящего карго-культа, еще РФ не опустилась)

(Deleted comment)
Во-общето Пасха _никакого_ отношения к посещению кладбища не имеет (для этого есть Радоница). Так что вы лишний раз подтвердили - что празднуется нечно внешнее, просто нашелся повод... Как говорил коллега "Нет повода не выпить".

В Римской империи Новый год и 8 марта отмечались в один день))))

http://ru.wikipedia.org/wiki/Матроналии
Матроналии (лат. Matronalia) — празднества в Древнем Риме в честь богини Юноны, которые праздновались замужними женщинами ежегодно 1 марта. ( в дрегих источниках - 1 декада марта).

В матроналиях принимали участие лишь матроны, почтенные, замужние женщины, состоявшие в законном браке, рабыням присутствовать запрещалось. До реформ римского календаря эта дата совпадала с Новым годом. Дата праздника означала освящение храма Юноны Люцины на Эсквилинском холме в Риме или, возможно, заключение мира между римлянами и сабинами. Женщины получали подарки от мужей и дочерей, женщины также готовили еду для рабов в хозяйстве, которые в этот день имели «выходной».

С Новым годом, мне кажется, все не так просто. Во большинстве развитых культур — скажем, выше охотников-собирателей — праздник завершения годового цикла непременно присутствует; часто связан с урожаем. Какой бы ни была религиозная подоплека праздника, но он всегда обнаружится. Новый год стал таким в совестской атеистической культуре, но, если бы нет, нашелся бы наверняка другой день. Пусть не привязанный к природным циклам (зачем горожанину праздник урожая?), но все равно какой-то должен быть — архетипическая точка отсчета годового цикла.

В принципе, аргументом, подобным тому, что Вы приводите, можно было бы разругать и христианские праздники: привязки их к конкретным дням обычно отражают дохристианские практики; устаканились они на этих днях в процессе христианизации. Тоже ведь привязка к определенным легендам. Сейчас, когда советской власти больше нет, и легенды постепенно забываются. Самое время придумать новое значение для 8 марта и 23 февраля — не обязательно имеющее отношение к армии или солидарности международных дам.

Во многих странах НовыйГод отмечают, но это гораздо менее важный праздник чем например Рождество. Cкорее это дать уважения для интересов атеистов :-)

  • 1