?

Log in

No account? Create an account

Критика нечистого разума

Previous Entry Share Next Entry
Козырь гуманитарности
metasilaev
Есть такие расхожие поговорки банального разума: небо синее, трава зеленое, советское образование лучшее в мире. В доказательство приводят сравнение школьных учебников, к примеру, по математике, для одного и того же возраста. Наш учебник обычно умнее, чем западный, но стоп – разве мы меряемся учебниками?

Если уж мерить, то в социализированности людей. Если уж совсем грубо: есть сила и есть слабость индивида в социальном поле. Человек проходит через какое-то место, и там ему ставят какие-то силы, и прививают какие-то слабости. Если место хорошее, то сильностей по итогу больше, нежели слабостей. Если надо сравнить полезность мест, то сравнивать надо по этому остаточному итогу.

Так вот, к образованию. Его эффективность не сводится к конкурсу на лучший учебник. Если мерить, то не учебник, а остаточные знания, это первое. Если человек учил органическую химию, и ее не знает, то это не лучше, если он ее вообще не учил. Это даже хуже: время потеряно непонятно на что. И второе, мерить должно не остаточные знания, а то, что человек может с ними сделать. «Компетентностный подход», популярный ныне, исходит из простого: мало дать знания, прежде всего надо дать знание, что делать со знаниями. И третье, должно мерить не совершенство внутри деятельности, а полезность самой деятельности, тут можно спорить, чья полезность, и самый простой ответ: с точки зрения самого человека. Вот если он говорит «спасибо, мне это помогло», то он прав.

А теперь оглянемся окрест: массовое постсоветское образование есть советское минус прилежание в самом широком смысле. Рудимент и к нему вдобавок расхлябанность, скажем так. Но критически хочется обратиться не к расхлябанности, и даже не к рудименту. Хочется акцентировать слабость системы в ее самом сильном, как принято считать, месте. Советское образование сильно там, где оно техническое и естественно-научное, что признают даже его противники. Но общая слабость системы как раз в ее ставке не на гуманитарность.

В идеальном государстве человек должен хорошо знать свое дело и иметь самые общие компетенции. К таковым, например, относится способность связно изложить мысль в речи и на бумаге. Какая-то самая общая инвестиционная грамотность (чтобы не хранить деньги в МММ, а в идеале каждому гражданину РФ хорошо бы знать, что такое индексы РТС и ММВБ). Чем дальше, тем больше входит в наш минимум иностранный язык. И русский язык входит. И какая-то практическая не математика даже, а арифметика: взрослый человек должен сразу видеть, сколько будет 15% от 150, без калькулятора. Представления о социально-политической системе обязательно, чтобы хотя бы продать избирательный голос за бутылку, а не отметить галочками в бюллетенях «да, да, нет, да», потому что так сказано. Минимальная юридическая грамотность, не такая, чтобы вести дело в суде без адвоката, а хотя бы такая, чтобы не нарушить простейший закон в силу его незнания. Понимание в области физиологии: представлять самые общие болезни, знать принцип действия самых популярных лекарств и наркотиков. Просто, чтобы не помереть раньше времени. Самые общие законы логики. Возможно, история. Очень даже возможно, что религия. Даже для атеистов, чтобы знать, во что ты не веришь. Этикет, чтобы не быть свиньей по случаю. Этика, чтобы не быть свиньей по убеждениям. Ну и просто доброжелательность к окружающим, хотя это уже проходит по графе воспитание.

Ну и какой балл заслуживает «лучшая в мире советская школа» и наследующая ей постсоветская – в зачете на такой вот общечеловеческий минимум?
Много чего есть в российском начальном, среднем и высшем образовании. А чего надо, того и нет. Более-менее человеку по жизни помогает начальное, там все честно: большая часть взрослого населения России умеет читать, писать и считать. После начальной школы получается какая-то профессия (зачастую параллельно с системой образования, а в некоторых случаях вопреки) и закрепляются навыки начальной школы. Они переходят в базовые, автоматические. То есть писать диктант умеет человек и в 8 лет, и в 18, но 18-летний делает это не на пределе своих возможностей, а так, краешком своего усилия. Но в реальности остается только развитие навыков начальной школы. Человек, прогулявший непрофильные для себя предметы 11 класса, мало отличен от исправно сдававшего их же на пятерки, можно зубрить, можно не зубрить, разницы по жизни потом нет, ну разве что зубрилка чуть позже потеряет девственность и позже попробует первую дозу чего-то особо взрослого.

Давайте зададимся вопросом, а как вообще слово «ботаник» может быть оскорблением? А это ведь оскорбление, или, как минимум, сочувствие-снисхождение. По отношению человеку, который занят чем-то сомнительным. Но чем занят ботаник? Он соответствует системе образования, только и всего. Он на полном серьезе включается в игру, которую ему предлагают. «Буду учиться на четыре и пять, потому что так надо».

Он-то честен, а вот система? Он выполняет ее требования, а что взамен? А взамен человек не усиливается. «Учеба на отлично» не дает конкурентных преимуществ в жизни, но здесь должно обвинять не жизнь и не отличника, а то, чему приходится соответствовать.

Система нацелена на воспитание не столь сильного гражданина, сколь маленького ученого из каждого человека, что нереально. А значит, выход системы – имитация маленького ученого.

Гуманитарные компетенции много практичнее «общенаучных» и «технических». Образование классического господина классично гуманитарно. Вспомним, что было запрещено изучать рабам в античности. А вот именно что «гуманитарное». Раб, который сможет смастерить катапульту, дороже стоит, чем раб, который просто копает. Особым образом образованный раб – просто более ценный раб, и все. Но есть нечто, постижение чего меняет антропологический, а вслед за тем социальный статус. И вот это рабам нельзя. А вникать в тонкости катапульты – можно. Но именно лучшим в мире постижением катапульт славится наше образование, не так ли?
Tags:


  • 1
Да, а еще хотелось бы подчеркнуть опасность широко бытующего мема: "мы учим учиться"

Это значит, что не учат вообще ничему ИЗМЕРИМОМУ, оправдание тотальной импотенции преподавательского состава.

Впрочем, даже если бы действительно "учили учиться" - это похвальное занятие для кружка естествознания, в шестом классе.

Институт же дает диплом - то есть гарантирует ПРИГОДНОСТЬ его носителя как специалиста.
Если специалист еще "умеет учиться" - это здорово, но конкретные знания - гораздо важнее.

С высшим образованием тоже всё очень плохо сейчас.

Разговаривала по работе с одним начальником по автодилерской работе. Вот, что говорит про опыт общения с дипломированными специалистами.

"Сначала, конечно, смотришь на диплом. Потом всё равно на человека. Сидит у меня на собеседовании "краснодипломник". ВУЗа, считающегося хорошим. По английскому, естественно, пятёрка. Даю простенький текст, какой-то кусочек статьи на английском, прошу при мне его с листа перевести.
- Я не могу.
- Как же так?
- А я, - говорит, - так учился в вузе, чтобы зазубрить, сдать и забыть.
Красный диплом, тем не менее. Или сидит выпускник училища. Специальность — автомобильная, диплом — наличествует. Наученный горьким опытом, спрашиваю:
- Что такое форсунки?
- Понятия не имею, мы этого не проходили.

Я пришёл к выводу, что по диплому специалиста абсолютно бессмысленно оценивать. Лучшие работники получаются не из выпускников вузов, а из фанатов конкретной автомобильной марки. Именно такие становятся самыми преданными сотрудниками, быстрее всего обучаются, у них глаза горят, когда они на работу приходят".

А про выпускников медвузов у врачей спрашивать вообще страшно.

"учим учиться!"

Пытать профессоров, вырывать ногти за выдачу таких дипломов.

Но сначала платить и контролировать.

Упрек про форсунки не совсем справедлив (точнее он не тому по-адресу высказывается). А именно, скорее всего в указанном училище обучали на примере ВАЗа, ничего современного там нет, ни в каких международных программах они не участвуют.
Т.е. не достаточно правильно учить - нужно еще и тому что нужно учить.

Там действительно учат на основе учебников лохматых годов про то, как ЗИЛ устроен. В том и беда этих училищ.

Но упрёк несправедлив только если принять, что студент - безынициативное, вялое, не интересующееся получаемой профессией существо, воспринимает как губка всё, что ему дают, и больше не способен ни к чему. Потому что почитать про устройство современных машин (которому не учили) юноша перед собеседованием мог. Но то ли не додумался, то ли не посчитал нужным. И то, и другое плохо, впрочем.

(Deleted comment)
лучше бы профессию дали.

(Deleted comment)
такой институт не нужен, конечно же.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Тогда отмените вуз и диплом, че за чушь?
впрочем вы и сами прекрасно знаете - не учат не потому что программист волшебная профессия - а потому что рашинское тупое быдло.

Архитекторов и врачей тоже не учат ничему.

Не ну почему? :)) Архитекторам (совецким, не знаю, как сейчас) в процессе обучения ставят чувство композиции и руку хорошего рисовальщика. Вполне себе профнавыки, всю жизнь на них еду. :))

Ну не знаю, базовые алгоритмы за 40 лет не менялись, теориям реляционных БД уже 30 лет есть если не больше. Эргономика и кодирование информации еще больше лет. И вроде ничего из этого в утиль так и не сдали.

  • 1