?

Log in

No account? Create an account

Критика нечистого разума

Previous Entry Share Next Entry
Порядок денег
metasilaev
(вдогонку комментам к предыдущему посту)

Не обязательно быть левым мыслителем, чтобы держать за общее место фразу типа «деньги – зло». Не сами деньги, конечно. Ни один левый мыслитель никогда не откажется от лишней купюры. Имеется ввиду, так скажем, порядок денег. В предположении, что возможен порядок иной, более порядочный.

Прикол в том, что более всего нечестности вокруг денег в обществе, где их пытаются отрицать (СССР), или про них толком не договаривать (РФ). Однако начнем с начала. Если не порядок денег, то какого рода порядок возможен еще на субстрате современного человечества? Не человечества, «как оно должно быть» или «как оно могло бы быть», а реального, которое есть, может быть, сиволапого, зато настоящего. Предположим, что такого рода устроение могло бы сыскаться.

Еще раз уточним, что ищется. Человек животное политическое, и, как ни крути, существо соревновательное. Что с человеком ни делай, он все равно будет чем-то меряться с ближним и дальним. Никакая духовность этот зуд не снимает, скорее усиливает. Духовность подразумевает наличие ценностей. Наличие ценности подразумевает оценку самого себя касательно этих ценностей. «А сегодня у меня не получилось», «а сегодня я достиг важного», и т.д. Вообще, если есть хоть какие-то цели, есть и оценки. «За минувший квартал я бы поставил себе три с плюсом». Как-то так. И ближних поневоле меряешь, и дальних. Просто по факту того, приходится как-либо относиться, а значит, составить мнение.

Сразу оговорим, что человек, помешанный на выставлении оценок всему и вся – уже патология, и короткое замыкание разума на самого себя. Равным образом и сведение всего к общему знаменателя, совсем-совсем общему. «Совокупная добродетель Васи равна 56,7%, а Пети 43,2%». Предельная страсть к такому интегрирование отдавало бы безумием и смертным грехом гордыни: люди судят преступления человека, достижения человека, качества человека, а самого человека судит Бог (в Бога верить не обязательно: понятое как метафора, правило действенно для любого атеиста).

Итак, с оговорками, но начнем. Соревновательное существо все равно будет соревноваться. Но кто-то прыгает в длину, кто-то в ширину, кто-то с шестом, кто-то плавает брассом. Общий знаменатель все равно что-то знаменует, хотим того или нет. И вот сейчас популярный знаменатель «деньги». А что могло бы быть? Более лучшее?

Мир, где предметом личной гордости было бы что-то вроде «духовности», «разумности», «добродетельности» - все хорошо, но слишком чревато общим распадом как суммой индивидуальных солипсизмов. Как только критерий оценки человека оказывается целиком и полностью в его власти… о, все тут же назначат себя тем, кем хотят. Как в анекдоте про Петьку и Чапаеву: «как только узнал, что джентльмены карты не показывают, а верят на слово, тут-то мне карта и поперла, и поперла». Никто так не уверен в своей добродетели, как самые сомнительные сектанты. Никто так не верит в совершенство своего разума, как безумцы. Человек слаб. Если критерий успешности целиком в твоем усмотрении, это кем надо быть, чтобы не выписать себе сразу всех грамот и дипломов этого мира? И будет миллиард кочек. И на каждой сидит чудо-юдо солипсист, просветленный до полной невозможности общения с другими и с миром. В общем, внутренним миром можно наслаждаться, но вот соревноваться…

Мир, где бы мерялись совершенством тела, был бы невыносимо жесток. Что важно в идеальной коммуне хиппи, идеальное отринувшей все буржуазное, как-то семья, деньги, власть? Сексуальная привлекательность и физическое здоровье. И вторую половину жизни 99% людей обречены чувствовать себя лишним на земле хламом. И это еще вариант любви на цветочной поляне. Мы не берем ситуацию молодых мужчин, помещенных в ограниченное пространство, где физическое совершенство сводимо, главным образом, к силе удара.

Соревнование в плане власти подразумевает деление не только на первых и последних, но на руководящих и подчиненных. Спору нет: все, что не может управиться с собой само, должно быть управляемо извне, и с учетом выгоды управляющего. Мы не к тому, что рабство априори плохо, для раба оно, как правило, хорошо, точнее, меньшее из зол. Но давайте согласимся, что порядок денег гуманнее порядка подчинения примерно настолько же, насколько проституция – гуманнее изнасилования. Покупка всегда привлекательнее приказа, и торговые цивилизации обычно выигрывают у военных. Ну и если человечество все-таки дозрело до сложного сознания, при котором оно не рассыпается от порядка денег – не будет ли наказанием возврат в порядок приказа?

Сомнителен и порядок понта, следующего из выписанной бумажки. Простейшая картинка: процент бизнесменов, вообще ничего не понимающих в своем бизнесе, меньше процента докторов философии, вообще ничего не понимающих в философии. И примерно понятно, почему. Тот же самый солипсизм, но уже на уровне не отдельных людей, но целых групп, решение о годности коих отдано на откуп им же самим.

Мериться популярностью? Популярность следует из движений максимально простых и резких, а не хороших и сложных. Герострат был не такой уж дурак с точки зрения нынешних пиар-технологий. В 21 веке его бы любило 5% населения лишь за то, что его ненавидит остальные 95%.

С теми людьми, которые пока есть – ничего лучше денежного порядка не выходит. Здесь и сейчас. Пока.

Проблема же не в том, что деньги рулят. Проблема, что нагородили такую цивилизацию, в которой делать дело и делать деньги – мягко говоря, не синонимы. И все больше это разбегается. Но! В США 19 века это в разбеге куда меньше, чем в России 20 или 21 века. И вот где парадокс. Чем больше учить, что деньги зло или какое-то стыдноватое добро, тем в большей мере они будут течь не туда. К жуликам, бандитам, случайным назначенцам. Что и видим. Но это зло не денег. Это зло цивилизации, действительность которой не что иное, как война с законами реальности.
Tags:


  • 1
Так этот сиделец как раз вне логики рынка. Он сидит на неэффективности системы, как правило.

  • 1