?

Log in

No account? Create an account

Критика нечистого разума

Previous Entry Share Next Entry
Праздник неуважения
metasilaev
Кризис почтительности – новость далеко не вчерашнего дня. Читаешь интернет, говоришь с людьми: такое ощущение, что российское общество отвязалось впереди планеты всей. Будь то вежливость к отдельно взятому человеку, будь то уважение к сословиям, стратам, профессиям.

Речь не о том, насколько идеален российский чиновник, бизнесмен, интеллигент. Ясно, что не идеален. Только вот менять это не на кого. Если, Чубайса заменить на человека, кричащего «вора Чубайса под суд!», коррупция не понизится, понизится компетентность. Можно вместо Пелевина издать тиражом 150 тысяч экземпляров критика, не любящего Пелевина, но только сгниет этот тираж. Можно и самого критика-колумниста заменить на критика второго порядка, из тех доморощенных, что «подписалсо на комменты», так его и 150 человек читать не будут.

Ту же власть можно не любить по-разному. Можно представлять, чем она действительно занимается, как можно заняться этим по-другому, причем конкретно, на уровне «я и моя команда провели бы данный инвестиционный проект лучше, чем N и его люди». Но доминирует ирреальная оппозиция. Хай, лай, первомай. По пришествии ее в кабинеты будет хуже, ибо нигилисты они такие же, а банального опыта, как украсть параллельно с анестезией для народа, не имеют.

В конечном счете, никто никого не ценит, поскольку не представляют иного толком. Мол, все бизнесмены воры. Все чиновники бездари. Все писатели бездари, а уж музыканты какие бездари, а уж пиарщики… Сидит обыватель, хрумкает кириешки, а кругом, значит, бездари. Есть поговорка, что большинство мужчин владеет, если им верить, как минимум двумя запасными профессиями – президента страны и тренера футбольной сборной. Каждый бы мог. Вот только с дивана подняться.

Нет солидарности ни внутри сословий, ни между. Теоретики презирают практиков за их «негуманность», практики презирают теоретиков за «оторванность», а наибольшим презрением закипает, как обычно, равно далекий от практики и теории, какой-нибудь младший помощник старшего криэйтора. Твердо уверенный, что мог бы рулить парламентским комитетом, написать роман, научить попов – религии, ученых – науке, и только остатки осторожности мешали бы ему учить мастера спорта по боксу драться… А попов и ученых – запросто. Чай, в нос не дадут.

Самое печальное, что и власть, и бизнес, и гуманитарное сообщество, назовем его так – все это может пребывать в кризисе. Но именно атмосфера тотального неуважения всех ко всем мешает из него выбираться. Глум и хай как симптом нашей ханы, и ее же условие. Спасительный алгоритм был бы перпендикулярен текущей духовности российского общества, звуча как «селекция и фасилитация», сортировка и усиление. Любой, кто действительно что-то может, достоин уважения за свое умение. Затем мы смотрим, кто может это лучше… Затем мы гласно утверждаем стандарты, глядя на лучших… Затем мы убираем в сторону тех, кто стандарту не соответствует. Главный посыл: люди отличаются друг от друга. Главное теория: как и чем они отличаются. Политика: сильных защищать от слабых. Тех, кто знает и может – от остальных. Остальных в сторону. Это и будет практикой максимального уважения к человеку, точнее сказать, к лучшему в человеке.

Именно таким образом мог бы возрождаться институт корпоративной чести. Чести журналистов, пиарщиков, юристов, офицеров, бизнесменов. В ситуации, где стандарты не заданы, критерии не предъявлены – сложно говорить о лучших, о худших. А судьи кто, а еще точнее спросить – где их основания?

Допустим, корпорация журналистов и пиарщиков – это разные корпорации. Ну по идее. Человек должен четко осознавать, в какой находится, из какой социальной позиции выступает. И все окружающие должны представлять, кто перед ними сейчас. Из одной корпорации можно перейти в другую (на Западе проще перейти из журналистов в пиарщики, нежели наоборот), но вот совмещать – как-то нельзя, это «не по понятиям». У нас же сами люди не очень представляют, где кончается одно, и начинается другое. В таком контексте, например, сочетание слов «продажный журналист» просто лишено смысла. Ну нет греха в конкретной ситуации, если сначала не прописан грех по понятиям. У нас же не прописано, что брать деньги за публикацию заведомой, мягко скажем, неправды, против профессиональных норм. Нет про это теории, которую бы принимали все. Ну значит, и греха нет, а наоборот, вершиной карьеры в цехе считается, когда к тебе начинают подкатывать с хорошими заказами на «джинсу». Это как бы отражает признание.

И проблема не в том, что это плохо само по себе (мир устроен так, что в нем уместны все, вплоть до проституток и наркодилеров), а в том, что корпорации смешаны, корпоративная этика не поставлена. В итоге все держат окружающих за дерьмо, сортируя людей, главным образом, на два сорта: удачливое дерьмо, и дерьмо лузерское. Ну а если ожидания заведомо таковы, странно им не соответствовать.

С чего бы мог пойти некий прогресс? Для начала, как ни странно, с презумпции невиновности. Если человек, допустим, на интернет-форуме обозвал кого-то вором, или идиотом, или даже непрофессионалом – и не доказал, за базар не ответил – это преступление. То есть невозможна ситуация, когда на всех по умолчанию вылит ушат дерьма: «все чиновники воры», «все политики врут», «все журналисты продажны», и т.д. Не все. Начнем с того, что по умолчанию люди хорошие. Любой почти человек умеет что-то, чего не умеют другие. Уже за это его можно уважать. И только в ситуации, где есть люди, которых действительно уважают, уместны понятия «компромат», «честь», «потеря чести».

Чтобы разобраться с теми, кто «не достоин уважения», сначала надо разобраться с самым подлым видом людей, с чандалой: с теми, кто не способен к уважению в принципе. В конечном счете, они не уважают самих себя, и по сути предлагают миру боевую ничью – давайте мы все будем в дерьме поровну, они не претендуют на выигрыш, на «самому быть в белом». В интернете таких называют «тролли», и более вменяемый мир начался бы просто с зачистки данного типажа.
Tags:


  • 1
Собственно, Вы описываете "советских" как они есть. Идея сегрегироваться - естественна. Хотя бы для гигиены.

как-то так, да

Двадцать лет живём вне рамок добра и зла. Поневоле привыкнешь.

за пределами

категорически не согласен, хотя понятны ваши вполне обоснованные претензии к хамскому стереотипу поведения. вот вам критерии:
"5.1.Х.-,-∞-, 21(кому что
.....
ведомство алхимии ведёт не как обогатиться а как обогатиться…
ведомство астрологии ведёт не ширпотреб а инклюзив…
ведомство атеизма ведёт джихад не с богом а с творчеством не делающим богу честь…
ведомство веры ведёт не храму бой а хламу бой…
ведомство истории ведёт не как что видеть а видеть что и как…
ведомство кибернетики ведёт не только информатику а человека тоже нужно загружать чтоб было памятью работать а не без неё кидаться подработать…
ведомство литературы ведёт не что читать а что прочёл…
ведомство логики ведёт не мир невежеству а бой невежеству…
ведомство магии ведёт не убеждать в себя а как магнит кого собою оттолкнуть кого же и приблизить…
ведомство оккультизма ведёт вуду не с теми кто заплатит а против тех кто купит зло…
ведомство политологии ведёт политику не бизнесменов а государей…
ведомство психиатрии ведёт работу не с безнадёжными больными а с подающими надежды…
ведомство психоанализа ведёт не разговори о ни о чём а разговори всё о том же…
ведомство психологии ведёт не наслаждаться одиночеством а себе пару находить…
ведомство религии ведёт не веру в творчество своё а творчество своё по вере в лучшее…
ведомство социологии ведёт не поиски статистики а ищет найти лучшее…
ведомство философии ведёт не болтовню а временем пространство иже пространство временем…
ведомство экзарцизма ведёт войну не с ветряными мельницами а освобождает человека от гадостей его…
ведомство экономики ведёт народ на службу не мамону а бога службу сослужить…"
(с)
и бюрократов не надо с писателями мешать. бюрократов просто не надо вобще.

банального опыта, как украсть параллельно с анестезией для народа, не имеют
--
отдельное спасибо за эту фразу :)

Очень точный диагноз, просто отличный.
И да, именно интернет наглядно показал, насколько на самом деле понятие об уважении важно для создания вменяемого общества. И насколько разрушительно то самое принципиальное отсутствие уважения и авторитетов.

Года два уже читаю Ваш ЖЖ и безмерно благодарен за написанное. Как говорил герой Стругацких, "А все-таки приятно с вами побеседовать, этакое прочищение мозгов, словно английской соли насыпали под черепушку." ;)

Спасибо за внимание, да. Особенно приятно в межсезонье, когда мой ЖЖ фактически заморожен. :)

  • 1