?

Log in

No account? Create an account

Критика нечистого разума

Previous Entry Share Next Entry
Левое и правое чувство
metasilaev
Представим себя два типа социумов… Начнем издалека. Речь в итоге пойдет о левом и правом типе общественного устройства. Но начнем с наблюдения психологов. С нюанса того, чем женская ревность отличается от мужской.

Мужчины и женщины иногда бросают друг друга. Уходят к другим. Или просто изменяют с другими. Или настолько привязаны к другому, что на чьи-то чувства не обращают внимания. Короче, треугольник. И вот его страдательный угол, помимо того что страдает, еще и оценивает счастливого соперника. Сравнивая с собой. Истерика, конечно, мешает объективности, но два простейших вывода все равно всплывают – «это лучше меня» и «это хуже меня».

А теперь, собственно, вопрос: «когда вам больше страдается и ревнуется – когда соперник лучше вас или когда хуже?». Так вот, статистика говорит: мужчинам мир кажется более приемлемым, если соперник признается лучшим. Ими самими признается. Вплоть до таких признаний одного известного человека: «сразу переставал ревновать, если видел более достойного». А у женщин – наоборот. Им было легче вынести ситуацию, если их соперница глупее, некрасивее, стервознее. И тяжелее, если видели сами, что проиграли сильнейшей. Нет, конечно, есть примеры обратного. Есть мальчики, реагирующие по-девчачьи, и девочки, реагирующие как мальчики. С чем они могут себя поздравить.

Мы же идем дальше.

Сменим микромасштаб на макро. Возьмем общество. В нем тоже есть социальное чувство, аналогичное ревности. Можно означить его как чувство социальной зависти, плавно перетекающее в то, что именуют чувством социальной справедливости.

Теперь опишем две ситуации. В обоих из них человек снизу смотрит на социальной верх, и ему хреново. То ли мается завистью, то ли страдает справедливостью, одним словом, плохо ему. Но ситуации разные. Принципиально разные.

В первом случае человек видит, что над ним господствует некая суперраса. Какие-то, образно говоря, голубоглазые блондины двухметрового роста и их подруги. Элитники знают по пять живых иностранных языков, парочку мертвых, имеют классическое образование. Знают высшую математику чуть хуже математиков, всемирную историю чуть хуже историков, боксируют чуть хуже чемпионов мира по боксу. Они прекрасно владеют своим телом, они просто, черт их возьми, здоровые и сильные люди. Сексапильные. Раскованные. Способные найти общий язык практически с любым существом, но за людей считающие только своих. Обученные этикету, а еще владеющие чем-то, чему не научишь. За каждым десять поколений именитых предков. Все они наследники миллионных состояний, все при власти, чинах и делах. К народу они относятся покровительственно и беззлобно. Как люди относятся к своим домашним животным.

Это, конечно, невыносимое зрелище. Низовой человечек смотрит на таких и понимает, что шансы его равны нулю. Выиграет он, положим, в лотерею много миллионов тугриков. Или украдет. Или переспит с сотней нужных людей в обмен на нужные вещи. И чего? Одним из таких ребят он все равно не станет. Преимущество тотально, разрыв абсолютен. «Ваша главная жизненная ошибка, что вы родились не в семье лорда». Нет, подняться к этим людям можно. Гению. Мирового ученого, мирового писателя, мирового актера – они, возможно, признают за своего, а может, и не признают. Но в любом случае это талант, помноженный на чудовищную работу.

Откуда главная страдательность в этом случае, если она есть? От того, что социальное неравенство здесь, в некоем смысле, вполне справедливо. Князя и его дворню очень сложно поменять местами при всем желании. Каждый занимает то место, в котором он уместен. Социальный разрыв базирован на антропологическом, последний весьма нагляден. Человек смотрит и видит: «они действительно лучше». Потом он может придумать сотню причин, по которым лучше он («я добрее», «я больше страдал», «я ближе к богу» и т.д.). Но в глубине души каждый знает про себя все. И человечек тоже знает.

Теперь вторая ситуация. Человек из низов также смотрит вверх. Ему тоже больно.

Что же он видит? А видит он, что там чисто такие же мужики. Ну может, чуть оборотистее, где надо нахрапистее, где надо услужливее. Но такие же. Словарный запас у них тот же. Книгов не читали, словей не знают. Физиономии вполне народные. Телесами вовсе не походят на богов, талантов бог отсыпал умеренно. Тайными знаниями не обладают. Явными тоже. Волевые качества… так себе. На своем не стоят. Слова дать не могут, ибо колеблются, по настроению и вместе с линией партии. Ни этики, ни эстетики. Как писал Виктор Ерофеев, «вы только посмотрите на этих чиновников в васильковых носках! У нас вся коррупция производная от этих носок».

Очень обидное зрелище. Но совсем по иной причине, чем в первом случае. В первом случае больно оттого, что между тобой и элитой пропасть, не по статусам, а чисто по человечески. Во втором случае больно оттого, что пропасти нет. Все там какие-то случайные. Незаменимых нет. И все в итоге и.о. Один исполняет обязанности народного депутата, другой – обязанности звезды, третий – обязанности ученого. В принципе, всех можно перемешать и расставить по местам в произвольном порядке. А в первом случае больно оттого, что все на месте. Прямо-таки противоположные чувства.

А теперь вернемся к началу и зададим тот же вопрос. «Понятно, что вам обидно, а в каком случае вам обиднее?». И вот здесь будут те же два ответа, их также можно означить мужским и женским. По аналогии. Одни сильнее ревнуют к плохим и слабым (условно мужской вариант), других – к хорошим и сильным (женский вариант).
А где же – обещанное описание правой и левой политологии? А вот оно, собственно. В первом примере описан правый социум, и левые чувства к нему. Во втором описан левый социум, и правое к нему отношение. Можно тут пойти вглубь и по гендерной тропинке: левое тогда оказывается связано с женским типом реакций, а правое с мужским.
Tags:


  • 1
У юзера abcdefgh есть ряд постов о различиях электоратов республиканцев и демократов в США, в т. ч. статусных, возрастных, расовых и гендерных.

спасибо, гляну

По отношению к чему должна быть обида?
1. Есть желание вырваться наверх, но где-то это сложнее
2. Текущий социальный уровень устраивает, но на верху что-то делают не так

(Deleted comment)
Видите, как хорошо. Вас возьмут в Вальгаллу :)

да, первый вариант кажется все же менее обидным

и всем честным людям тоже!

(Deleted comment)
Как только человеку позволилось иметь желание, ему дали и возможности. В обществе Модерна можно многое. Во всем, чего я не достиг - виноват я сам. По крайней мере, пока.

(Deleted comment)
Хм. Тут в одной аналитической передаче из телевизора сказалось, что около трети российских женщин завидуют, что они не мужчины. Странно, если идёт проповедь( не у Вас, а вообще, в мировозрении) о даровании "практически любых возможностей", то значит затрачиваемые усилия одинаковы? Ну т.е. - какая разница каков половой деморфизм, если возможности для всех одинаковы. Мне кажется, что "практически любые возможности" это очень магическая такая фигура речи.

Не помню кто писал о цене "входного билета" в высшее общество. Типа того, что его даже с чёрного входа не купишь и якобы тут затронуты вопросы крови и этих самых васильковых носок( носков).

(Deleted comment)
Ну может быть я выразился немного некорректно, простите. Вот, к примеру люди, увлекающиеся практической йогой. утверждают, что всё зависит от человеческого существа. То есть, доостаточно просто захотеть и небо в алмазах. Ну или личный самолёт всё тот же самый на Эверест. А мне кажется, что для попадания на эверест нужно помимо самолёта ещё и много кислорода, крепкое здоровье и блин. Это в конце концов дорого. Теоретически, знающие люди из квантовой физики утверждают, что можно развести сахар в чашечке кофе до такой степени, что останется полная чашка сахара. В этом контексте получается, что ложка лишнее звено. Как и самолёт. Ведь возможности и так, простите дадены.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
а оно примерно так и распределяется, по законам природы, и это конечно обидно, но если признать - будет проще
а при желании (при настоящем желании), всегда можно сделать "ВСЕ"

(Deleted comment)
вы как-то плохо воспринимаете входящую информацию, так что флаг вам в руки: сражайтесь, меняйте, развлекайтесь, но увольте меня от дискуссий с вами.

я ем корову и мне ни капельки не обидно что ей не дано того что дано мне.
когда меня поливает дождь, валит ветер, морозит воздух и обжигает солнце мне НЕ ОБИДНО.
когда я сам обжигаюсь по дурости мне обидно!
когда мне бьют морду мне обидно!

(Deleted comment)
"боженька" не дал -- это самое мощное оружие против обиды.


(Deleted comment)
Ч Т Д

силаев -- гений

Всем привет от подруги двухметрового голубоглазого блондина.
смайл

На то и реальность, что в ней не встречается чистых случаев. Бетховен никогда не снимал шляпу перед императором, например и считал, что остальным стоит поступать так же. Это какой случай и кто из этих двоих более матери-истори ценен?

Здравствуйте!

У меня, почему-то мужской вариант получается. Ревную к почти равным, а не к звездам.

С уважением, Наташа.

(Deleted comment)
то это совсем хорошо :)


Живи по заповедям и где-нибудь в пятой или шестой жизни родишься голубоглазым блондином в семье лорда.

Вороватые же недоноски из наших верхов наоборот к пятой-шестой (а скорее уже к следующей) жизни низвергнутся вниз в зависть и ненависть.

Поэтому и не надо завидовать. Всё приходит к тому, кто умеет ждать.

скорее всего да

Честолюбивый человек, которому не дано быть "сыном лорда" будет скорее ненавидеть сам принцип, по которому иерархизируется общество и его стремиться изменить. Лордов в конце концов можно всех убить - вот прекрасный способ доказать что ты таки круче.

Кроме того есть и ещё проблема - гены вовсе стремятся поддержать всю эту аристократическую структуру - у лордов рождаются вороватые недоноски, гении рождаются у кухарок. Кончается всё лютым угаром и подвалом Ипатьевского дома.

Короче говоря, родовая аристократия, а шире - сама семья есть главнейшее препятствия социальной справедливости. Анонимное родительство и отсутствие института наследования в принципе были бы существенным шагом к меритократии.

вообще "обидно" только тому кто решил "обидется"

Будде или Христосу например бы не было обидно что он не лорд-блондин двухметровый)

  • 1