?

Log in

No account? Create an account

Критика нечистого разума

Previous Entry Share Next Entry
Бить и не пускать
metasilaev
Россия в нулевых годах вышла на первое место в мире по количеству студентов на душу населения. Опередив США. Более чем вдвое опередив европейские страны. Что из этого следует? Плохи наши дела, вот что.

Если посмотреть на выпускников… Современное «университетское» образование примерно соответствует советскому среднему, и уступает дореволюционной гимназии. По базовым вещам. По способности выпускника к восприятию сложных текстов, по способности продуцировать хоть какой-то текст: доклад, реферат, сочинение. Стандарты, в немалой мере, обрушены и тем фактом, что на дворе у нас практически «всеобщее высшее». Если школьник реально хочет диплом о «вышке», помешать ему может врожденная патология мозга или борзость нрава, на уровне нарушения статей УК.

Политики такой проблемы не видят. Что значит забота об образовании в понимании либерала? Это значит – дать вузу миллиард на строительство нового комплекса и на ремонт туалетов в корпусе старом. Деньги даны. Освоены. Корпус есть, туалеты есть. Чего еще? Либералу самому удивительно, почему тут еще не Гарвард, если «материально-техническая база» и прочие туалеты вроде как охвачены.

Еще страшнее «проблема образования» видится нашим левым. Уго Чавес, отменивший вступительные экзамены в вузах Венесуэлы, им молодец. То есть проблема сводится к «доступности». «Бесплатное образование» это хорошо, но это как раз не эгалитарная мера – фактически оно означает незримый налог на всех в пользу умных. А вот эгалитарная всеобщность высшего, от коей оно и погибло, совсем другое и все еще кажется нашим левым товарищам благом… Как же так, коли не все посадские пацаны и девки смогут учиться в вузе?

Между тем начинают говорить об «элитарном высшем». Вроде бы парадоксальное именование: высшее и так по определению элитарно. В 19 веке так было, еще отчасти в 20-м. Именно массовизация высшего, превращающая технический вуз в ремесленное училище, а гуманитарный в факультативные курсы, заставляет рождаться видимый оксюморон. Вузы как таковые, видимо, окончательно решено сдать народу. Да они фактически и сданы: чтобы и в Америке каждый негр, и в России каждый гопник, если им оно надо – пожалуйста. Реальная функция таких заведений – от брачного агентства (по данным западных соцопросов) до отстойника-накопителя (Россия). Чтобы люди опасного возраста с повышенной активностью и пониженной ответственностью где-то полежали, ничего не сожгли и никого не обидели, включая самих себя. По принципу: лучше в аудитории, чем в подъезде. Дешевле. Или хотя бы часть дня – в аудитории. Потом, когда прыть пройдет, ребят разберет рынок рабочей силы – продавцами, охранниками, даже, быть может, механиками… Отдавать своих детей в такой вуз-хранилище элита и интеллигенция опасаются. Отсюда тема про «элитарность».

Фактически же это просто сохранение «высшего», как оно задумывалось классически. Куда берут: а). имеющих способность учиться, б). готовых тратить на это время, в). с возможностью вылететь вон. Все как положено, как прописано в любом нормальном вузе – но давно не выполняется. Ибо все эти «заочники», «филиальщики» и прочий народ, отнесись к нему честно, на 90% полетели бы с первой сессии. А 50% первокурсников-очников пошли бы вон раньше сессии, просто по соображениям дисциплины. Но, разумеется, этого не случается, как бы не хотелось того принципиальному преподу – ректорат встанет нас сторону бездельников и тупиц, поскольку ребята несут бабло, прямо или косвенно, а гнать с порога бабло бизнесмен не может. То есть это бизнес, где делают вид. А «элитарное» подразумевало бы, что это бизнес, где все по-честному. Где под табличкой свершается то, что и должно совершаться. Написано, к примеру, «экзамен» - значит, экзамен.

Другой путь сохранения «вышки» - перенос ее на аспирантуру, но… это все-таки другое по изначальному замыслу. Все-таки это уже путь ученого, а не всем, кому надо образование, надо в ученые.

Демография в России такова, что левые мечтания о «всеобщем доступном высшем» сбудутся более чем. Это когда выпускников школ станет меньше, чем мест в вузах. А ведь есть еще техникумы и ПТУ.

Все это ускорит вычленение «элитарного образования». Огородится некая подсистема. С другими правилами, своими. Прежде всего – жесткими стандартами. Жесткими и выполняемыми. За право в нее войти – право для конкретного вуза, препода, студента – будут биться. Там возникнут: 1). другие зарплаты для преподавательского состава, 2). другие карьерные возможности для выпускника. Ибо есть разница, учить людей, или просто приглядывать за хранилищем (в большинстве современных вузов незачем контролировать преподавателя, ибо он не может контролировать студента – и все равно, кто там на его месте). И есть разница между выпускником – или скачивать курсаки из сети, или, как оно полагается, стать другим человеком. «Реальное» образование будет визитной карточкой. На то будет играть контекст: море не реального.

А можно ли – спасти высшее без перегородок и заповедных зон? Не устраивая «элитарных» питомников? Можно, но это тот же путь. Это закрытие 80% вузов в РФ. Не заколачивание дверей, а сбивание табличек. 80% заведений станут называться «училищами», «техническими школами», как-то еще. Там продолжится то же, что и сейчас. Возможно, уберут предметы «философия», «история», «иностранный язык», будет меньше математики, больше практики - из уважения к убираемым предметам.

Рецептом спасения для 20% оставшихся университетами будет – бить и не пускать. 1). Не пускать в студенты кого попало, контролировать вход. 2). Контролировать процесс, устранить халяву, бить глупость. 3). Выбирать кадры: для начала начать платить сотрудникам столько, чтобы никому не было стыдно. Тогда все высшее станет «элитарным». Каковым оно и задумано.
Tags:

  • 1

"Демография в России такова, что левые мечтания о «всеобщем доступном высшем» сбудутся более чем. Это когда выпускников школ станет больше, чем мест в вузах" - Саш, больше? Или все-таки меньше?

Меньше, конечно. Спасибо.

А в чём цель этой "элитарности"? Ну хорошо, будет оно элитарным, а дальше-то что? В чём цель этого образования и куда денутся эти выпускники? Если ли хозяйственная потребность не то что в элитарном, а даже в среднем образовании за пределами беглого устного счёта и способности расписаться в платёжных документах?

Моё мнение - устройство эрефийского хозяйства столь примитивно, что даже в среднем образовании нет хозяйственной потребности, выпускник для работодателя ничем не лучше таджика.

Нет надобности, угу. Потому его и не случается, что не надо. Но в чем фишка? Процентам пяти все-таки надо, и эти пять процентов нормально впишутся, если нет рабочего места, они его себе создадут сами. Но эти пять вписаны в общую профанированную систему. Маркер "элитарное" означает не более чем "нормальное, как 50 лет назад, как 100 лет назад", чтобы честно сориентировать.

Здравствуйте!

Моё предложение - принимать всех, кто хочет учиться. Но - отсеивать всех, кто не потянул. Куда - в те же техникумы, ПТУ.

Вам знаком Эрик Хоффер, грузчик из Калифорнии? По его работам, естественно. "Истинноверующий" о природе массовых движений. Образования (университетского) никакого, как и положено тупому америкосу-грузчику. Логика и эрудиция вызывает увважение. Тем более, что в его времена Интернета не было.

С уважением, Наташа.

А судьи где? Нынешняя система образования есть негласный заговор. Плохого ученика, плохого учителя и плохого чиновника. Страдают хорошие учителя и ученики прежде всего. "Отсева" не будет именно потому, что некому отсевать. Дурак покрывает дурака, и на этом все держится.

Отсев это более справедливо, чем барьер. Вы со своими статьями просто попали в большой барьерный тренд. Имхо элита поставит барьеры, а не отсев.

Отсев, отсев, конечно. Но где-нибудь с 7-летнего возраста, без необратимых решений, впрочем. Издалека он будет казаться барьером.


Я бы лет до пятнадцати всем пятёрки ставил)). Давая материал по-максимуму. Очень трудно выколупать Человека из скорлупы семьи, улицы и телевизора.

чем дальше, тем действительность все сложнее технологически - все сложнее всплыть пенкам.

массовое общее высшее уже не подходит.
оно для индустриального производства нужно было.
Технологии поднимать.

подняли вот уже. Т
еперь индпошив и селекция.


"скрипач не нужен, дядя Вова".

во-первых, ошибка, а, во-вторых, неверные выводы и утопии..
образование должно быть доступно и для всех и тут уж ничего плохого быть не может в принципе. так или иначе, но это процесс всеобщий и естественный, а следовательно будет продолжаться. что касается качества и уровня так на то и конкурентная среда, рынок и т.д. хотя сейчас и работает принцип ухудшающего отбора, но он как раз не коснётся вот тех самых немногих абитуриентов и преподавателей, для которых собственное дело превыше всего. естественным образом будут выделяться ведущие в разных направлениях и дисциплинах, относительно лучшие учебные заведения с уровневым и сильным составом преподавателей и администрации. и уж совершенно ясно, что никакими "элитами" такие люди не будут ни контролироваться, ни селекционироваться, ни тем более отбираться-ограждаться. наоборот - им всячески будут препятствовать всей массой тупой мрази, накопленной при совке и разгулявшейся нынче на воле причём делаться это будет с молчаливого одобрения криптоколониального руководства. отборный же "материал" будет вынужденно эмигрировать "куда надо". не думаю, что в ближайшей временной перспективе кому-то реально будут нужны славянские гении, действующие в рамках и при поддержке родных этносов. ну, а вся эта зарождающаяся "элитарность" ещё больший обман, видимость и дураса, чем самые обычные ВУЗы. типичный обезьянник и разводка для лохов, мнящих себя "хозяевами".

  • 1