Александр Силаев (metasilaev) wrote,
Александр Силаев
metasilaev

Categories:

Как бы касты

Есть разные теории про то, откуда «берется» власть. От наивных тавтологий до философий. Почти все они, так или иначе, отсылают к личным свойствам. Строя свою политологию, танцуя от печки антропологии.

Ну вот та же широко известная в узких кругах «диалектика господина и раба». Властвует тот, кто готов, в борьбе за власть, пожертвовать всем, а главное – своей жизнью. Вполне себе рыцарское, или, если угодно, пацанское понимание сути вопроса. Двое сходится, один рвет на груди рубаху, второй видит такое дело и ничего на себе не рвет («ссыт, лошара гребаная») и признает приоритет первого… Как следует по Гегелю и Кожеву, «проигрывает в борьбе за признание». Господин его далее запрягает и едет. Как любезно пояснял то же самое философ Батай, «господин суть тот, кто использует чужую способность к труду благодаря своей способности к риску».

Все это, пожалуй, сильно видно – в лабораторно чистых условиях. В каком-нибудь восьмом классе школы, желательно, хулиганской, в гетто, на узкой тропиночке. В сложно устроенном обществе все уже немного не так, и чем сложнее общество, тем сильнее не так. Прирожденный господин (с императивом «умру, но будь по-моему») отправляется в зону или сидит под забором, прирожденный раб (с императивом «чего изволите?»), сидит в совете директоров.

Попробуем зайти с другого бока… Назовем это «теория каст». Слова, за неимением других, тут взяты из Древней Индии, - брахманы, шудры и прочие - но сами не более чем метафоры. Все-таки мы заняты не рефератом по истории. Значит, метафора.

Ключевая мысль – запрос на управление рождается в управляемых. Сами они, как малые дети, с собой не управятся, чем им больше свободы, тем больше вреда. Их интеллекта, а точнее, социальной чуйки хватает, впрочем, чтобы это понять. Их душа открывается и тело повинуется: «придите и володейте нами». Более способный к принятию решений - приходит и володеет. Но на каком-то уровне его «практикование свободы» тоже тормозится, и… он тоже кого-то зовет.

Приходят ребята еще более решительные. Решительные не в смысле «всех убью, один останусь». А в смысле - способные к управлению сложными системами в интересах системы. К управлению хозяйством, культурой. Высшим типом тут будет брахман, управляющий производством смысла. Этот смысл потом фактически покупала знать, потом знать продавала холопам правовое поле (сам холоп потому и холоп, что не способен родить закон, как рыцарь не способен родить религию).

Что и было иерархией каст.

Если человек может управлять собой сам – никто ему не указ. Как правило, прямая зависимость между уровнем само-умия и уровнем подчиненности. Три последовательных типа: школьник, студент, аспирант. Школьником управляют вплоть до регламентации каждого его дня («шесть уроков в день с обязательным посещением»). Настоящий студент ходит сам по себе («обязательное посещение» уместно лишь в ПТУ). Но отчитывается раз в полгода по-крупному, и, скажем, раз в неделю – по мелочам. Аспирант вообще занят не понятно чем. Его могут не трогать месяцами. Потому что, опять-таки в идеале – он умеет управлять собой сам. Его регламентировать – только портить.

Когда-то я преподавал. В каких группах приходилось, как оно говорится, «проявлять власть»? Напоминать, кто главный, строить, одергивать? В группах, где зло и хаос. С умным студентом – мило беседуешь, с обычным – не обращаешь внимания. Строить надо лишь отморозка («чандалу»), не способного к самоуправлению на уровне банальной вежливости. Если он совсем не способен, то он, рано или поздно, нарушит УК РФ и сядет в тюрьму – там с ним управятся. Фактически окажут услугу внешнего управления. Когда смотрящий бьет ногой в морду беспредельщика – он оказывает тому услугу, вот это важно понять. И это суть такая гармония космоса, что слабым людям принято помогать. Вплоть до такой неприятной процедуры, как насилие. Если человек совсем уж чандала.

В творческих лабораториях, креативных группах, НИИ – минимум «контроля» и «власти». Менагер уже немного дрючит рабочего, а древний раб был просто животное – его и дрючили по полной. Каленым железом, буквально. Выжигали на теле знаки подчинения разуму.

Кшатрий ходит к брахману, вайшья – к кшатрию, шудра – к вайшье. Брахман ходит к Абсолюту. Чандалу («беспредельщика») держат в условиях, близких к концлагерю. В некоем смысле полагают, что имеют дело не с человеком, а с вселившемся демоном… Что это демоны насилуют 7-летних детей, гадят, пишут три буквы на заборе.
Чем чревата такая система? В грехе гордыни каждого типа. «А чего это я пойду к брахману?», - решает царь. Сам управлюсь, чай, не дурак. В некоем смысле – конечно, не дурак. И в некоем смысле – управится. Но способность к мышлению и любовь к истине – первые добродетели. Верность и бесстрашие кшатриев – вторые. И так далее. Человек, в плане своего достоинства, сначала мыслит (создает правила игры), потом воюет (с риском для жизни держит правила), потом торгует (играет по правилам), потом пашет и потеет (выполняет приказы на конвейере), потом уже – пьет все, что горит, трахает все, что шевелится, и жрет все, что проглотит.

Низшее, предоставленное себе, управится с собой так, что поначалу даже не умрет, но заживет странной жизнью. Получается мир, где сначала брахман нанимается к кшатрию в политтехнологи. Потом кшатрий идет в начальники охраны к вайшье. Потом вайшья идет в повара и официанты к шудре. Потом шудра чешет пятки чандале. Называется: у каждого человека есть свое человеческое достоинства, каждый сам себе личность и суверен. Мир, где все «сами с усами», включая детей, сумасшедших, жуликов-профессионалов и садистов-любителей. Мир чудовищных понтов, подрывающих основу нормальной социальной ткани – смирение.

Какого мира – стоило бы хотеть? А такого, где каждый управится с собой сам. Где начальников нет не потому, что быдло их отменило, а потому что нет того, кто в начальстве нуждается. Мира, где все гении.

Если люди не гении, они должны подчиняться.
Tags: ВК-2008
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments