Александр Силаев (metasilaev) wrote,
Александр Силаев
metasilaev

Category:

Общество должников

Иногда попадаются примерно такие фразы: «долг российской интеллигенции перед своим народом». Или того сильнее: «долг интеллигенции перед народом не выполнен». Или: «социальная ответственность бизнеса перед населением». С переходом к тому, какой он безответственный.

Ну первое, что хочется тут сказать: интеллигенция ничего такого у народа не занимала, чтобы быть ему должной. Так что цыц. Отправляйтесь взыскивать долги в другое место. Почему предприниматель должен работникам и семьям работников чего-то сверх оговоренного в контракте, тоже тайна. С тем же успехом можно сказать «социальная ответственность населения перед бизнесом». Но почему-то так не говорят.

Почему же возникла риторическая традиция складывать какие-то «долги» на представителей лучших страт? Лучших, конечно. Как бы не был плох «интеллигент», или «предприниматель», или «чиновник», среднестатистический человек еще хуже. При большей образованности он был бы интеллигентом, при меньшей невротичности был бы предпринимателем, при большей исполнительности был бы чиновником.

Если смотреть по логике, то декларируется странное. «Социальная ответственность бизнеса» означает, к примеру, что бизнесмен К., работающий в Н-ском районе, должен там построить дорогу, или помочь с озеленением, или подумать о детском отдыхе, или, на худой конец, залудить фонтан. Тогда он ответственный. А если просто платит зарплату и налоги, то безответственный. А с чего ему думать про дорогу и детский отдых? В России налоги не меньше, чем в мире в целом, и бюджеты не слабее. Одно из двух: либо не могут наполнить доходные статьи бюджета (попросту говоря, собрать налоги с тех, кто их не хочет платить), либо расходные статьи благополучно расхищены (но это тоже привет чиновникам).

Еще более, чем «социальная ответственность бизнеса», противен уму и чувству «долг интеллигенции перед народом». Это тоже очень популярная поговорка, но что она означает? Что более умный и образованный должен думать о стране в целом, жертвуя личным и частным, в то время как лавочники и бомжи – имеет право думать о себе? Любовь к автохтонному населению на грани мазохизма и скотоложества?

«Общество тебе образование дало». Это означает, что человек начал пить водку не в 12, а в 20 лет, читал какие-то книжки в отрочестве, чуть вежливее относился к людям и чуть менее нагло к себе. Чуть больше сомневался, чуть меньше понтовался. Где он успел задолжать, решительно непонятно.

Если коротко: долг социального персонажа сводится просто к тому, чтобы быть именно этим социальным персонажем. Монарх, например, должен быть монархом, а не кем-то еще, это очень тяжело, но это все, вышивать вдобавок крестиком и переживать за людей вовсе не обязательно. Чиновник должен быть всего лишь чиновником, бизнесмен – бизнесменом, интеллигент – интеллигентом, и не более того. Никаких отчислений в социальный «общак», будь то отчисления материальные или нематериальные. Любого, кто требует сверх социальной нормы данного социального типа, посылать подальше. Но это, на самом деле, сложно. Держать норму.

Нести чужой крест не обязательно, а свой надо. И если ты бизнесмен по жизни, то должен соответствовать «бизнесмену» по идее. То есть принимать управленческие решения, за которые несешь личную ответственность. Бизнесмен, если его решение правильно, берет в предпринимательской схеме больше наемного работника. А иначе зачем автору его схема? Но в случае провала наемник получает свое, а бизнесмен обязан терпеть убыток. Что такое типовое банкротство в 19 столетии? Это личная трагедия. После этого еще можно подняться, но некоторые предпочитают стреляться. Что такое типовое банкротство в начале 21 века? Это выгодный бизнес. Активы записываются на физические лица, пассивы на юридические, после чего баржа, груженная пассивами, тонет к благополучию «физиков», списавших проблемы на «юриков».
Как массовая практика это кидание всего общества. То есть получается мир, в котором прибыли приватизированы, а убытки национализированы. Мир безвозвратных кредитов и социальных гарантий для олигархий. Крупные бизнесмены такого мира не вполне бизнесмены, они имеют привычный бонус, столетиями полагающийся за риск, но не имеют самого риска. Правильнее назвать их чиновниками, может быть, номенклатурой дивного нового мира, они практически непотопляемы, ибо имеют личные деньги, но лишены личной ответственности.

Общество было бы достаточно, если бы его бизнесмены просто вернулись к понятию бизнесмена. Чтобы они начали отвечать – не за население, а всего лишь за свое дело. Аналогично, чиновники вовсе не обязаны «жить скромно», «болеть за территорию», «не отрываться от населения». Это все на личное усмотрение, а чиновник прежде всего должен быть чиновником, а не, как у нас принято, коммерсантом, пришедшим паразитировать на поток. Интеллигент вряд ли должен упражняться в демофилии, достаточно, если реально делает сложное, требующее образования.

Мы же видим что? В ситуации, где бизнесмены не бизнесмены, чиновники не чиновники, а интеллигенты не интеллигенты, очень легко фантазировать, кем они могли быть. С крыльями, белой шерсткой, всем должны.
Tags: ВК-2008
Subscribe

  • Ласки разума и наука экономика

    ------///------ Касательно гипотезы эффективного рынка. Были исследования, например, что большая часть роста S @ P 500 – это утренний…

  • Безумие умных, бесчестие честных

    ------///------ Я не знаю, хорошо «умное голосование» или плохо, но элемент безумия в нем не устраним. Положим, мне не нравится…

  • Пелевин тогда и сейчас

    ------///------ Касательно Пелевина, раннего и позднего. Мне ли одному кусок про котов в последнем «Трансгуманизме» напомнил его…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • Ласки разума и наука экономика

    ------///------ Касательно гипотезы эффективного рынка. Были исследования, например, что большая часть роста S @ P 500 – это утренний…

  • Безумие умных, бесчестие честных

    ------///------ Я не знаю, хорошо «умное голосование» или плохо, но элемент безумия в нем не устраним. Положим, мне не нравится…

  • Пелевин тогда и сейчас

    ------///------ Касательно Пелевина, раннего и позднего. Мне ли одному кусок про котов в последнем «Трансгуманизме» напомнил его…